St. Luke of Crimea

Сначала надо испытать на себе ненависть людей мира сего, для которого все, идущие за Господом, ненавистны. Это сучок в их глазу, это молчаливое обличение их, и не хотят они терпеть этого обличения, а потому и преследуют всеми способами тех, кто не от мира, кто ищет правду Христову.

Надо испытать не только гонения от людей, но пройти и еще более тяжкий путь – путь борьбы с бесами, с врагами нашего спасения. Ибо на всякого, кто в свое сердце воспринял проповедь евангельскую, кто возлюбил ее и захотел положить ее в основу жизни, ополчается диавол со всем своим воинством. Увидев, что человек встал на спасительный путь, он начинает преследовать его соблазнами, чтобы увлечь с праведного пути.

Все святые испытывали козни диавола, вели борьбу с бесами, но, пожалуй, никто не выдерживал такой долгой и непримиримой борьбы с врагами, какую выдержал преподобный Антоний Великий. Он всю жизнь был терзаем ими как никто другой, но победил и посрамил их, и ушел от него сатана, как побитый пес. Господь просветил ум преподобного небесным светом, дал великую прозорливость и власть над стихиями, дал власть не только исцелять больных, но и воскрешать мертвых, дал ему самую драгоценную власть – власть учить.

Преподобный Антоний Великий – один из величайших наших учителей. Немало поучений и изречений святого было записано его учениками, и все их сохранил для нас Господь. Многое надо вам знать из того, о чем учил прп. Антоний Великий, только бы было у вас желание слушать истины, которые настолько выше всех поучений человеческих, насколько небо выше земли.

Главную борьбу уверовавшим во Христа и возлюбившим Его придется вести с бесами похоти, со страстями плоти своей. На этом пути вы будете много раз падать и разбиваться, вставать и вновь продолжать борьбу, ибо плоть противится духу, ненавидит его и стремится возобладать над ним.

С плотью боролся и святой апостол Павел. Об искушениях и своей борьбе с бесами он поведал в Послании к римлянам: Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе: потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю. Бедный я человек! Кто избавит меня от тела смерти (Рим. 7:15, 18–19, 24)?

Бедным человеком считает себя даже великий апостол, этот Богом избранный сосуд благодати. Нам ли, несчастным и убогим, не считать себя бедными и не вопрошать вместе с апостолом: Кто избавит меня от сего тела смерти? – Бог избавит! Это запомните. Когда одолевают вас козни бесовские, когда возобладает над вами плоть ваша с ее страстями и похотями, обратите очи к Богу и возопите: «Господи, помоги мне, бедному и несчастному, которого борет диавол!» – и тотчас же получите помощь от Того, Кому служил святой апостол Павел. Аминь.

1948 год

Помни о конце твоем

Слово в четверг Недели о Страшном Суде

на Евангелие от Марка,

гл. 13, стихи 33-37