St. Luke of Crimea

И еще святитель Иоанн пишет: «Без милосердия нельзя обойтись в преддверии царствия небесного». Даже к преддверию подойти нельзя тому, кто немилосерден с ближним, питает к нему лишь ненависть и злобу. А мы, смиренные христиане, неужели не содрогнемся, услышав, что будет, если не творить дел милосердия?

Будем же помнить всегда эту великую Христову притчу о милосердном самарянине. Будем помнить, что Кровью Своею Он разрушил все преграды между людьми, сделавшими Крест Его своим знамением, а заповеди – законом жизни. Будем помнить и древнюю заповедь закона, данного Богом за тысячи лет до Рождества Христова: люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими (Втор. 6:5); люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19:18).

Да оправдаемся милосердием на Страшном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает честь и поклонение со Пресвятым Его Отцом и Животворящим Его Духом. Аминь.

19 ноября 1950 года

Будем молиться всегда и везде

Слово на Евангелие от Луки,

гл. 11, стихи 1-8

Святые евангелисты Марк и Лука повествуют об исцелении расслабленного с весьма важными подробностями. Они пишут, что принесшие больного к Господу не могли войти в дом, где находился Иисус Христос из-за множества народа. Тогда они подняли расслабленного на крышу и, разобрав ее, опустили больного на одре перед Господом. Они в буквальном смысле слова шли напролом ко Христу с великим дерзновением, сердца их горели верой в то, что великий Чудотворец подаст им по их вере. Так и произошло. Что за удивительное неслыханное событие! Ведь когда разбирали они кровлю, глина и пыль сыпались на головы всех и на голову Иисуса Христа. Любой другой человек на Его месте возмутился бы и резко ответил дерзким людям, осыпавшим его мусором. А Господь Наш не произнес ни одного слова укора. Вместо этого Он воздал им величайшее благодеяние: Он исцелил принесенного ими больного, сказав, что по вере их прощаются ему грехи, повелел взять одр на плечи и идти домой (см. Мк. 2:3-12; Лк. 5:18-25).

Вспомните о жене хананейской, язычнице: когда Господь проходил те места, она пала на колени и умоляла Его исцелить ее беснующуюся дочь. А Иисус Христос не обращал на нее никакого внимания и шел дальше. Она неотступно следовала за Ним и так долго молила, что апостолы были утомлены ее просьбами и сказали Господу: «Отпусти ее!» Тогда Он спросил язычницу: «Разве можно отнять хлеб у детей и бросить его псам?» Ответ женщины был удивителен необычайной глубиной ее веры и надежды: «Так, Господи, но ведь и псы едят крошки, падающие со стола господ их». На это Он произнес: О, женщина! Велика вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась ее дочь в тот час (см. Мф. 15:22-28; Мк. 7:25-30). Вот так велико было дерзновение этой несчастной жены, и Господь оценил его чрезвычайно высоко!

Так и нам подобает приступать к Богу: при молитве мы должны уподобляться ребенку, всем своим существом тянущемуся с протянутыми ручками к матери для утешения, или бедняку, погибающему от голода, который пришел просить о помощи человека, известного своей добротой.

Итак, для того, чтобы молитва наша была принята Богом, нужны два условия. Это прежде всего глубокая вера в бесконечное милосердие Господа – не должно быть никакого сомнения, никакого колебания в сердце. Только тогда мы будем услышаны, когда взываем к Богу сердцем, исполненным горячей верой. Кроме веры необходима еще неотступность в молитве, к чему призывал фессалоникийских христиан апостол Павел: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17). Надо знать, что просимое не будет нам дано с первых слов, мы должны показать свою горячую и твердую надежду единственно на Бога.

Господь Иисус Христос рассказал однажды Своим ученикам притчу: Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «Друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему». А тот изнутри скажет ему в ответ: «Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит (Лк. 11:5-8).

Но разве у нас мало житейских дел, разве возможно заниматься только одной молитвой? Как же исполнить это требование, обращенное ко всякому христианину, ибо Господь Иисус Христос ничего невозможного от нас не требует? Непрестанно молиться – не значит только стоять на молитве дома или в церкви, класть поклоны; нужно, чтобы в сердце всегда был молитвенный настрой, чтобы сердце было полно сокрушения о недостоинстве нашем и греховности, чтобы оно было полно трепета перед величием Бога. И, если этот святой настрой никогда не будет нас покидать, мы будем молиться всегда и везде: когда трудимся на работе или пашем землю, когда заняты делами житейскими. Будем молиться и тогда, когда призывают к ответу власть имущие,– стоя перед их дверью, будем молча воссылать воздыхания к Богу, прося о защите. Главное, чтобы было желание молиться, чтобы сердце стремилось к Богу.