St. Luke of Crimea

Мы должны неустанно взывать к Богу, хотя бы и видели, что Он не вдруг исполняет наши молитвы. Нередко и великие святые чрезвычайно долго молились, чтобы Господь исполнил их прошение, особенно же когда они воссылали молитвы о своем грешном народе.

Господь услышит наши моления и воздаст нам по безмерному Своему милосердию. Аминь.

Будьте детьми Божиими,

и не будет тщетной молитва ваша

Слово на Евангелие от Луки,

гл. 11, стихи 9-13

Вы любите сказанное Господом: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11:9–13). Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам (Мк. 11:24). На этих словах основано упование ваше, и вы ждете мгновенного их исполнения. Многие падают духом, ропщут на Бога и даже отвращаются от Него, если скоро не получают просимого. Во избежание такого несчастья надо понять, что обещает Христос. Разве в мирской жизни всегда бывает, что просящий получает, ищущий находит и стучащему отворяют? Нет, чаще происходит наоборот. Неужели поэтому ложны слова Христовы? Все Его слова истинны.

Для разъяснения этого кажущегося противоречия между обетованием Христовым и жизненной действительностью нужно вникнуть в то, о чем Он говорит дальше: Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец, Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11:11–13). Понятно теперь, что Господь обещает дать всякому, настойчиво стучащемуся в дверь Его милосердия, не земные блага, не то, чего хочет наша плоть, а великие дары благодати Божией, дары Духа Святого.

О том же говорил Иисус Христос в другой раз: Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14:13). Просить во имя Христово, конечно, можно только о том, что угодно Ему, что свято и непорочно. Безусловно, Он не внемлет нам, если мы будем просить помощи в делах греховных. Бывает, что и воры, идя на свой промысел, молятся об успехе. Об этом читаем мы в Послании апостола Иакова: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4:3–4)? Апостол обращается к очень далеким от святости и чистоты людям – к прелюбодеям и прелюбодеицам. Так называет он не только тех, кто подлинно совершает прелюбодеяние, он говорит и о прелюбодеях в отношении Самого Бога. Господь не терпит того, чтобы ваши добрые чувства, любовь относились не только к Нему, о чем сказал апостол Иаков: До ревности любит дух, живущий в нас (Иак. 4:5). Он требует, чтобы вы не только вашими мыслями и надеждами были преданы Ему, но всецело уповали бы на Него Одного. Тот, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4:4). Нельзя свою любовь делить между Богом и миром, надо быть нераздельно преданным только Богу и больше никому и ничему.

О каком же мире говорит святой апостол? Говорит ли он о том, чтобы мы не любили сотворенного Богом, полного чудной красоты мира? Неужели мы не должны любить звездное небо, леса и степи, озера и реки? Неужели не должны любить бабочек, птичек, зверьков? Разве запрещает Господь нам любить всех Своих прекрасных созданий? Нет, речь идет о другом мире, ибо надо знать, что слово «мир» в Священном Писании имеет еще одно значение: миром называется та часть человечества, которая отвергла Бога. Об этом мире говорит и святой апостол Иоанн: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2:15-17).

Какие похоти плоти знаем мы? Знаем самую сильную и мерзкую похоть сладострастия; знаем похоть чревоугодия и пьянства, похоть лени, похоть покоя, сытой жизни, богатства, роскоши. Все это похоть плоти.

А что есть похоть очей? Это то, чем нечисто услаждаем мы наши глаза, – пустые, часто даже дурные зрелища сладострастных танцев и плясок, любование роскошными, драгоценными нарядами женщин и красотой их.