St. Luke of Crimea

Жизнь коротка – Господь ожидает вашего покаяния

Слово на Евангелие от Луки,

гл. 13, стихи 1-9

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:1–3).

А скажите, разве не бывает в вас злорадства по поводу того, что кого-либо из ваших ближних постигла Божия кара, и вы думаете: «Слава Богу, что я не так грешен, что меня не покарал Господь!» Именно такое превозношение осуждено Христом в приведенном отрывке из Евангелия.

Или думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13:4–5). Грозные несчастья, тяжкие кары посылает Господь на некоторых людей, не потому, что они были грешнее других, а чтобы образумить тех, которых Он пока оставляет без наказания.

Не думайте, что все грешнее вас, думайте, что вы грешнее всех. Не радуйтесь, что не вас покарал Бог, а со страхом подумайте: «Так ведь я ж еще грешнее! Что же не меня покарал Господь?» И покайтесь, ибо Господь говорит: Если не покаетесь, так же погибнете. Уже и секира при корне дерев лежит (Мф. 3:10; Лк. 3:9).

К словам своим Господь присоединил притчу о бесплодной смоковнице (см. Лк. 13:6–9), которая три года не приносила плода. Хозяин велел срубить ее, а садовник был милосерд, он пожалел смоковницу и просил еще год подождать: «Я все силы приложу, чтобы сделать ее плодоносной. Я ее окопаю, обложу навозом, а если и этот год не будет плода, то тогда сруби ее».

И среди нас есть люди, подобные бесплодной смоковнице. Им грозит посечение древа жизни, а Святая Церковь, милосердная к ним, просит Бога продлить долготерпение Свое, применяет все средства, чтобы остановить грешных и привести их на путь покаяния.

Помните всегда, что жизнь коротка, мы же обременены тяжким грузом грехов. Мы подобны бесплодной смоковнице, а Господь ждет от нас плодов добра и праведности – покаяния. Не упустите времени, отпущенного для покаяния в грехах, прежде чем поднимется страшная секира, лежащая при корне дерева нашей жизнь Аминь.

22 ноября 1947 года

Мы обязаны обличать согрешающих перед Богом

Слово на Евангелие от Луки,

гл. 13, стихи 10-17

В одной из синагог учил Он в субботу; там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: «Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего». И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом, начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день субботний».

Господь сказал ему в ответ: «Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Что же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет., не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились, и весь народ радовался о всех славных Делах Его (Лк. 13:10-17).

Это евангельское повествование показывает нам великое милосердие, любовь и Божественную силу Иисуса Христа, обращенные на благо несчастной женщины. Вместе с тем мы видим и злое, тупое лицемерие начальника синагоги.

Что такое лицемерие, в котором так грозно упрекал Господь? Лицемер выдает себя не за того, каков он есть на самом деле. Лицемер тот, кто носит маску благочестия, будучи в душе своей лишенным всякого благочестия, кто выражает любовь и верность ближнему своему, говорит ему добрые, хорошие, льстивые слова, а в душе своей таит ненависть к нему, со злобой строит козни против него. Лицемер прячет от окружающих все злые, черные движения своей души, все скверные мысли и говорит с ближними, притворяясь любящим, чистым сердцем. Лицемерие свойственно очень многим из нас.