А.П. Лебедев

VIII. О Вселенских Соборах, как высшей форме церковного управления . Понятие о Вселенском Соборе; происхождение этой формы: влияние патриаршего устройства на развитие этой последней. Возможен ли теперь Вселенский Собор? Функции, принадлежавшие Вселенским Соборам: «круг их деятельности так широк, как только можно представить себе

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ

(Бытовая сторона духовенства)

I. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его во II и III веках . Нерасположение церкви к учреждению школ, причины этого явления. Трудное положение инициаторов школьного дела. Перечисление школ, служивших образованию духовенства. Подробности о школе александрийской: евангелист Марк был ли ее основателем, благоприятные условия, содействовавшие процветанию христиан. Науки в Александрии, замечания о том, что такое была школа Александрийская. Учителя в ней, сведения о предметах преподавания, метод преподавания. Значение ее в деле развития образованности среди пастырей церкви. – Рассмотрение вопроса: как высоко было образование пастырей церкви II и III веков

II. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его от IV до IX века . Очень ограниченные требования законов по отношению образованности духовенства, мысли замечательнейших отцов церкви о необходимости многостороннего образования пастырей церкви, индифферентное отношение церкви к школам. – Школы на Востоке: Александрийская, Антиохийская, ЭдесскоНисибинская, школы при монастырях. Школы на Западе: ревность отдельных епископов о просвещении клира – т. н. Августиновы школы, школы при монастырях: лучшие из них – Кассиодора. Результат – риторские школы: указание на пастырей церкви, получивших в них образование, большое внимание просвещеннейших святителей к ним; сведения об этих школах, предметы и метод преподавания в них, – быт учеников и учителей (риторов); отзывы об этих школах великих пастырей церкви, следы влияния риторских школ в церковной литературе. – Интеллектуальное состояние восточного и западного духовенства в IV, V и в последующих веках (примеры и свидетельства); – причины невысокого положения образованности в среде духовенства и причины общего упадка ее в этом же сословии во второй половине изучаемого периода

III. Нравственное состояние духовенства во II и III веках. Идеал пастыря церкви по ее сознанию. Некоторые примеры доблестных пастырей. Переворот к худшему, около середины III в. (по свидетельству св. Киприана, Оригена и Евсевия). Частный, но знаменательный пример нравственной испорченности в лице Павла Самосатского, епископа Антиохийского. Анализ окружного послания, извещавшего о суде и осуждении Павла Самосатского (мирские отличия, или светская помпа, злоупотребления мировым епископским судом, virgines subintroductae: что это за явление, его последовательная история, значение вопроса о virg. subintrod. в нравственной жизни духовенства древней церкви). Деморализация антиохийского клира III в.

IV. Нравственное состояние духовенства от IV века до IX. Идеал пастырского служения на Востоке и Западе. Восточный идеал, начертанный Златоустом и Григорием Богословом, его возвышенность, многосторонность, привлекательность; западный идеал, его черты, свойства его – внешность, мелочность и излишняя аскетичность. – Общие свидетельства о нравственном состоянии духовенства времени расцвета в жизни церкви. Подробное изображение нравственного состояния восточного духовенства в IV веке Григорием Богословом и другими писателями; подробное изображение того же состояния западного духовенства в IV веке Иеронимом и другими латинскими писателями. Характеристика нравственного состояния духовенства в V веке, в особенности константинопольского, малоазийского, египетского и сирийского; – пример нравственного состояния духовенства того же века в одной захолустной церкви (по письмам Исидора Пелусиота). Общий вывод о нравственном состоянии духовных лиц, живших или одиночками, или совместно (в конвиктах). – Причины невысокого нравственного состояния духовенства: пастырство перестает быть призванием, а начинает быть средством к жизни, – суждения Златоуста о причинах нравственного упадка духовенства и разбор их, – невнимательный выбор лиц на служение церкви, и проч.; мнение о неблагоприятном влиянии латинских школ на воспитание нравственного характера восточного духовенства, замечания по поводу этого мнения. – Краткое описание нравственного состояния духовенства от VI по VIII век, на Западе (свидетельства Григория Великого и некоторых западных соборов), а также и на Востоке (свидетельства соборов и Феофановой летописи, суровый отзыв одного писателя середины VIII века)

V. Материальное состояние духовенства во II и III веках. Сначала духовенство жило на свои средства или же питалось от занятий. Впоследствии (во II и III веках) обеспечение духовенства возлагается на обязанность паствы. Как это произошло? Влияние в этом случае обычаев, существовавших в языческих римских (похоронных) коллегиях. Откуда брались средства для содержания духовенства и в чем они состояли? «Доля доходов духовенства была одной из долей, назначавшихся из церковных стяжаний на удовлетворение убогих или нищих»; что это значит и каким образом духовенство очутилось на одной линии с убогими и нищими? Безусловно отрицательное отношение этой эпохи к назначению жалованья духовенству

VI. Материальное состояние духовенства от IV до IX века . Изменения в материальном положении духовенства. Увеличение церковных средств (право церквей получать наследство, происхождение этого права, неодинаковое пользование им на Востоке и Западе). На что и как тратились эти средства. Злоупотребления епископов в распоряжении церковным имуществом, появление епархиального эконома. В сравнении с эпохой II и III веков, «доля духовенства, получаемая из церковных средств, начала возрастать на счет доли бедных или благотворительной доли». – Десятина. – Плата за требы. – Особые источники архиерейских доходов. – Материальная помощь от казны. – Немалочисленные примеры пастырей как высшего, так и низшего чина, которые считали долгом прокармливать самих себя. – Степень обеспеченности духовенства древней церкви. Разные злоупотребления в изыскании средств к жизни со стороны духовенства, преимущественно высшего (главным образом симония); чем обусловливалось это явление? Шеститысячное число епископов в V веке. – Духовенство древнего времени и православное духовенство нашего времени

ПРИЛОЖЕНИЯ

I. Вселенские миссионеры II века и их преемники

II. Происхождение актов Вселенских Соборов

А. П. ЛЕБЕДЕВ (1845–1908): ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ