2. Новое у Платона в символе охоты

Гораздо более интересны те места из Платона, где охотничья терминология применяется специально к научному исследованию и, в частности, к диалектике.

Уже в ранних диалогах Платон употребляет такое выражение, как logos hairei ("рассуждение требует", Crit. 48 с), указывающее на стремление Платона исследовать внутреннюю логику предмета или дать то или иное целенаправленное рассуждение. Вот эту внутреннюю и последовательную логику предмета, или целенаправленное рассуждение, Платон часто и понимает как деятельность охотника.

Познание прекрасного "ускользает" при неправильном его "преследовании" (Hipp. Mai. 294 e). Фукидид мог бы "разыскать" (exeyrein an) нужных ему людей (Меп. 94 d). Доказательство "ускользает" (Phaed. 89 с), как и истина (Parm. 135 d). Ищущие истину в непроходимых и темных местах могут "нападать на след" искомого (R. Р. IV 432 d). Говорится также и о "нападении на след" Гомерова представления о правильности имен (Crat. 393 b) или на "след" правильного рассуждения о мнении (Theaet. 187 е); так же приводится предположительная этимология слова doxa от слова dioxei, то есть от "преследования" знания (Crat. 420 b) ; или - надо старательно "исследовать" дело (421 d). "Рассуждение принудило нас ускользнуть" (logos diephygen, Politic. 284 b) от нужной мысли (ср. Parm. 130 d). Путь исследования "скрывается" (diaphygoysa, Phileb. 16 b). "Нам, точно собакам-ищейкам, надо разыскать, что является прекрасным в телодвижениях, пляске, напеве и песне. Если же это от нас ускользает, все наше рассуждение о надлежащем воспитании, эллинском или варварском, - пустяки" (Legg. II 654 е). "Лукавое учение" может "ускользнуть" из наших рук (X 892 d). Единство и целость тоже могут "ускользнуть" от нас (XII 965 d).

3. Логический метод как охота

В "Лисий" понятие любви и сама любовь рисуются исключительно при помощи терминов охоты. Уже в начале диалога Сократ говорит своему собеседнику, что тот "нашел" (aneyres) в Лисий благородную и превосходную любовь (204 е). Далее тут же читаем: "поймать" предмет любви или "убежать" от него (205 е, ср. об "уловках" домогающегося любви, Conv. 182 е); "поймать" любовь; "ловить" любовь и "ловец" любви (Lys. 206 а); дружба "легко ускользает и уходит от нас" (216 d). По поводу определения понятия дружбы Сократ говорит: "Тут я и сам очень обрадовался, будто какой ловчий, любующийся тем, что поймал" (218 с). В "Хармиде" читаем: "Ты ищешь (ereynon) какого-то сходства" между рассудительностью и знаниями (166 b); "Ты давно уже водишь меня в кругу, скрывая (perielceis cycloi)" самое главное о благополучии (174 b). "Протагор" так и начинается (309 а) с заявления об "охоте за красотой Алкивиада". Зевс "преследует" (metelthen) Прометея (322 а). В том же диалоге (350 d) говорится об использовании известного способа для доказательства тождества мужества и мудрости. Здесь стоит причастие metion в смысле "преследуя", то есть опять взят термин из области охоты.

Таким образом, в ранних диалогах Платона, кончая "Протагором", либо все исследование искомого понятия трактуется как охота, либо символ охоты встречается в самых ответственных местах, имеющих отношение к познанию.

В "Горгии" угодничество "скрывается" за одним из четырех искусств и "охотится" за безрассудством, "приманивая его всякий раз самым желанным наслаждением" (464 cd). "За врачеванием прячется поварское угодничество", а косметика, "прячась" за гимнастикой, "заставляет гнаться за чужой красотой" (465 b, ср. 466 b). В этих текстах мыслится методическая направленность действия, выражаемая терминами охоты.

В "Меноне" (74 d) говорится о "преследовании" предмета (meteiei ton logon). Уже тут глагол "преследовать" характерным образом соединяется с не менее характерным термином logos, что по-русски в данном случае целесообразно было перевести "предмет". Когда в этом диалоге говорится (97 с) о том, что правильное мнение "достигает цели" или что статуи Дедала остаются на месте, если они "связаны", и разбегаются, если они между собой "не связаны" (97 а - 98 а), то на первый взгляд здесь употребляются слишком общие глаголы, как будто бы не имеющие никакого отношения к охоте. Однако вся эта картина настолько конкретна, что здесь необходимым образом мыслится нечто вроде охоты. А так как этим символом иллюстрируется устойчивость и определенность наших текучих представлений, зависящие от воспоминаний об идеальном мире, то и здесь функционирование идей мыслится как охотничья деятельность в отношении чувственных вещей. Чувственность охотится за идеями, чтобы быть чем-то определенным; а идея охотится за чувственностью, чтобы реально осуществиться. Нечто вроде этого мы находим и в "Кратиле" (397 а), где говорится об "образце, следуя которому можно в самих именах отыскать подтверждение того, что не произвольно устанавливается каждое имя, а в соответствии с некоей правильностью".

Эта "охотничья" символика является у Платона одним из самых основных способов представлять себе соотношение идеи и материи.

4. Охотничья сущность - "путь" и "метод" диалектики

В "Пире" употребляется слово "путь", которое, как мы сейчас увидим, связано и с термином "метод", что по-гречески как раз и означает "путь за чем-нибудь", "целенаправленный путь", "последовательный путь", "преследование".