Диотима, рисуя восхождение к чистой идее, говорит о начале этого пути как о любви к прекрасным телам (210 а), а потом и о конце этого пути в результате достижения вечной идеи красоты (210 е). В заключение она тоже говорит об этом общем пути (211 b).

Однако, прежде чем вскрыть "охотничье" значение платоновского философско-эстетического "пути" и "метода", отметим, что саму диалектику Платон весьма охотно отождествляет с таким философским "путем" и "методом".

Предварительное разъяснение по этому поводу дает уже "Евтидем" (290 bс):

"Никакая охота... не простирается далее цели поймать и схватить. Но, схватив, что ловили, охотники не могут пользоваться своей добычей: напротив, псари и рыболовы отдают ее поварам; геометры, астрономы и счетчики (ибо и они охотники, потому что не сами делают фигуры, а находят уже готовые), по крайней мере благоразумнейшие из них, умея не употреблять, а только ловить, доверяют пользоваться своими открытиями диалектикам".

Таким образом, уже здесь диалектика вполне определенным способом связывается с весьма ярким символом охоты.

В "Федре" это положение дела укрепляется и усугубляется. Здесь, если Орифия была "похищена" (herpasthe) Бореем (229 d); если душа в своем небесном путешествии была "постигнута" какой-нибудь случайностью и, отяжелев, "пала" на землю (248 с); если спутники Зевса "ищут" Зевсовой души в своих любимцах (252 е); если "побеждают" лучшие склонности влюбленных (256 b); и если кто "гоняется" за мнимыми представлениями об истине и потому пользуется дурным красноречием (262 с), то "все великие искусства, сколько ни есть, нуждаются в тщательном исследовании" природы и ее возвышенных явлений" (270 а), и "путь" к истине труден и долог (274 а), так что нужно идти по соответствующим "следам" (276 b), и ритор должен определить "свой путь" в риторике (263 b). В конце концов, связь этого "пути" с диалектикой формулируется в диалоге с не допускающей никакого сомнения ясностью: Сократ "гоняется" за диалектикой "по пятам, как за богом" (266 b); а Федр говорит Сократу, что они диалектику как раз и "упустили" (266 с). Это - термины охоты.

Нечто диалектическое Платон мыслит даже при негативном использовании термина "путь": если от знания отнять его устойчивый предмет, то "оно начинает идти беспредельным путем" (Theaet. 147 c), a также и при переходе "на новый путь исследования", более совершенный (191 а). Образ охоты, несомненно, мыслится Платоном и там (155 е), где идет речь о тех неуемных людях, которые хотят схватить бытие и истину голыми руками, и там, где происходит "постепенное исследование" предмета (168 е).

5. Символ охоты в учении о диалектическом методе преимущественно в "Федоне" и "Государстве"

Скажем несколько слов о термине methodos. Мы утверждаем, что этот "метод" первоначально взят из области охоты. Правда, с этим не все согласны{70}.

Однако аргументы приведенного у нас выше К. Классена{71} едва ли можно опровергнуть.

а) Прежде всего обращает на себя внимание способ рассуждения и беседы в "Федоне". Тут даже и без соответствующей терминологии явно идет речь о разыскании, отыскании, преследовании и поимке, причем предметом всех этих процессов является определенного рода logos, или, конкретнее говоря, смысл души и доказательство ее бессмертия. Здесь мы прямо так и читаем о "способе метода" (ton tropon tes methodoy, 97 b), или, другими словами, о способах "разыскивания" истины. Кажется, это чуть ли не в первый раз мы встречаем данный термин у Платона. Среди всего лабиринта доказательств бессмертия души в "Федоне" мы еще раз встречаем этот термин (ее taytes tes methodoy 79 e) как указание на путь исследования.

Заметим при этом, что как hodos, "путь", соответствует глаголу ienai, "идти", так и methodos соответствует глаголу, кстати очень частому у Платона в текстах, где идет речь о разыскании истины, а именно глаголу metienai. В связи с приставкой meta глагол этот нужно понимать прежде всего как "следовать, идти за чем". Однако всякому, кто занимался греческим языком, ясно, что приставки глагола в связи со смыслом производящей основы глагола, а также и в связи с контекстом данного предложения могут получать здесь самую разнообразную по своей интенсивности семантику. Meteimi (или meterchomai) значит и просто "идти за кем-нибудь", "следовать"; затем "следование" мыслится здесь как следование "в поисках" чего-либо, как "разыскивание"; далее - "домогаться", "добиваться"; и, наконец, - "преследовать", "догонять", "настигать" и даже "нападать".

Когда в "Федоне" идет речь об очень активном стремлении доказать бессмертие души, то явно, что употребляемый в этих случаях глагол metienai указывает на весьма интенсивное "разыскивание" истины или значение "погони" за определенной философемой. Эта терминология подготавливается в "Федоне" еще раньше (76 е); согласно "Федону", уже на основании чувственных ощущений мы в результате наших поисков (aneyriscontes) приходим к тому, что все высокое должно принадлежать нам раньше этих ощущений (ср. вышеприведенные суждения из "Евтидема" (290 с) и из "Федра", (252 е).