Но имеется еще другой текст (Politic. 258 с), где нахождение правильной "тропы", или "стези" (atropon) исследования, сопровождается скреплением ее печатью идеи. Возражения доводам (logoys) тоже "разыскиваются" (Phaed. 63 a), a в "Пармениде" (128 с) Зенон прямо говорит Сократу: "Хотя ты, подобно Лаконским сучкам, отлично выискиваешь и выслеживаешь то, что содержится в сказанном", все-таки от Сократа "ускользает" подлинное намерение Зенона. Основной образ охоты в смысле "исследования" опять возобновляется в "Федоне" (88 d), после того как он уже много раз имелся в виду раньше, когда говорилось об "охоте (thereyein) за сущим" (166 а), или о "тропе" к правильной мысли (66 b), или об "улавливании сущего" (toy ontos thera, 66 с). От этого мало чем отличаются рассуждения Платона о "достижении" истины не телом, но умом (65 е; ср. 99 е, R. Р. VII 529 d, 530 b). В конце диалога (115 b) Сократ как бы в заключение своих рассуждений о разыскании истины опять употребляет ряд глаголов, указывающих на преследование и поиски.

Другими словами, methodes является таким же nomen actionis, в связи с приставкой meta, как и другие слова от hodos с другими приставками: anodos ("восхождение"), epanodos ("восхождение", "возвращение"), exodos (первоначально "выход", "исход"), periodos (первоначально "обход"), synodos (первоначально "сходка") и пр. Почему же приставка meta ("за", "вслед чего") не должна определять собою nomen actionis от hodos и не обозначать "преследование" или "охоту"?

б) Если бы мы теперь захотели формулировать ту последнюю цель, которую преследует философско-эстетическая "охота" у Платона, то, конечно, такой целью является у него только достижение идеи блага, которой кончается все расчлененное и которая, как мы знаем, является у Платона "беспредпосылочным началом". Это - знаменитые места из "Государства", которые мы уже рассматривали{72}.

Что основная проблема "Государства", именно справедливость, мыслится Платоном при помощи образов охоты, это мы видели на таком высказывании (IV 432 b): "Мы, подобно каким-нибудь охотникам вокруг кустарника, должны стать вокруг справедливости и быть внимательными, чтобы она как-нибудь не ушла и, скрываясь, не. утаилась от нас". Ясно, что там, где говорится у Платона об использовании "следов рассуждений (ta ichne ton logon)", об "укрывательстве" во время этого разыскивания истины (там же) и о том, что от богов нельзя "ни укрыться, ни делать над ними насилия" (II 365 d), во всех подобных местах Платону тоже представляется образ охоты. То же самое нужно иметь в виду и в тех словах Платона, где он говорит о художниках, которые могут благородно "исследовать" природу прекрасного (III 401 с); о том, что "по следам" мудрости любители музыки должны "преследовать" гимнастику (410 b); что все добродетели есть "след" разумности (IV 430 е); что под руководством некоего бога мы нашли начало и "отпечаток" (typon, вероятно, "след") справедливости (443 с); что, "сделав круг", мы говорим об обоих полах то же, что и раньше (V 456 b); что мы теперь опять становимся на "стезю" блага и удаляемся от "стези" зла (464 а); что "уловкой" было уклонение в сторону в разговоре о женском вопросе и правителях (VI 502 е); что существует особый "путь" для исследования добродетелей (504 bс) ; и особый философский "путь" рассуждения (VIII 543 с); что справедливое и прекрасное многими "делается, приобретается и преследуется" (505 d); что существует определенная цель и охота к деятельности для достижения науки о благе (VII 519 с); что "исследующие разум" (dzetoynton logon), обычно не могут доказать своей правоты (528 d) ; что необходимо "исследование" прекрасного и доброго (531 с); что, кроме диалектики, "ни один метод, имея в виду предметы не неделимые, как неделимые, не возьмется вести их к общему" (533 b); что "диалектический метод... один идет этим путем, возводя предположения к самому началу, чтобы утвердить их" (533 с); что надо "исследовать" отношение между чистой справеливостью и чистой несправедливостью (VIII 545 а); что одна форма правления переходит в другую (545 d, 553 а; ср. IX 588 cd); что "следовать своему обыкновенному методу" - это значит от рода переходить к видам и от вида к родам (Х 596 а).

Что во всех этих случаях Платон имеет в виду не просто охоту, не символ охоты, видно из того текста (VII 535 d), где люди недостаточно трудолюбивые - это люди, отвлекающиеся от науки "гимнастическими занятиями, охотой и всякими телесными трудами", или из того текста, где говорится о "недостойном правителе, который любит гимнастику и охоту на зверей" (VIII 549 а). Здесь уже никто не скажет, что "охота" понимается у Платона в переносном смысле. Вообще же говоря, каждый вдумчивый любитель стиля Платона всегда имеет склонность при чтении "Государства" толковать "охотничьим" образом даже все те места из этого диалога, где не говорится прямо об охоте, но говорится о преследовании, исследовании, стремлении, домогательстве, уловлении, овладении и т.д. (таковы, например места III 394 d, VI 486 а и мн. др.).

Подводя итог вышеприведенным текстам из "Государства", можно сказать, что при чтении этого диалога строка за строкой почти всегда выступает платоновское представление об охоте, конечно, то в большей, то в меньшей степени, но особенно в тех центральных местах диалога, где идет речь о преследовании истины, красоты и добра и где термин "метод" закрепляется даже словесным образом.

6. Философско-эстетическая голубятня в "Теэтете"

Поскольку все прекрасное, истинное и доброе мыслится у Платона всегда как предмет охотничьего уловления, сейчас, пожалуй, будет целесообразным вернуться к "Теэтету", текстами из которого мы выше пользовались уже не раз. Именно в этом диалоге имеется целая, подробно разработанная картина добывания знания как ловли голубей (197 b - 200 b). В кратком изложении эта картина приобретает следующий вид.

Все наши знания летают по воздуху независимо от нас, наподобие голубей. Мы должны затратить большие усилия для того, чтобы поймать этих голубей и поместить их в своей душе. Это будет значить, что мы приобрели те или другие знания, то есть приобрели голубей. Мы их имеем в своей душе. Но обладание этими знаниями, или голубями, еще не означает настоящего и полного знания; надо еще применить эти знания и извлечь их из души, где они могут находиться и не в виде настоящего знания, а в виде чего-то забытого и неиспользованного. Нужно произвести вторичную ловлю этих голубей, уже ловлю в пределах нашей собственной души. Находясь в нашей душе, они так же ускользают от нас, как они ускользали во время своего полета по воздуху. Значит, для приобретения настоящего знания нужно произвести эту вторичную ловлю и поимку, уже ловлю в недрах нашей собственной души. И вот, когда эта вторичная поимка состоялась, только тогда мы действительно владеем приобретенными знаниями и действительно пользуемся ими в жизни.

Нам кажется, едва ли кто-нибудь станет после всего этого утверждать, что гносеология и эстетика Платона не имеет никакого отношения к охоте. И гносеология и эстетика и вся философия Платона мыслится им в виде охоты, в виде выжидания, преследования, поимки и использования тех живых существ, которые отличаются диким характером и которые только в порядке человеческого воспитания становятся ручными, всегда доступными и максимально понятными. После этой разработанной картины в "Теэтете" никто уже не может сомневаться, что охота - прасимвол платоновской философской эстетики.

7. "Политик"

Когда в "Политике" (260 е) в контексте методического исследования понятия царя мы вдруг находим термин "метод", то нужно совершенно не понимать философского стиля Платона, чтобы этот "метод" трактовать только чисто абстрактно. То же самое нам приходит на ум, когда мы читаем в этом диалоге о "методе речи" или о "методе" стремления к истине (266 d). Чисто платоновское понимание метода приходит нам на ум, когда мы в том же диалоге читаем (286 d): "Гораздо больше и прежде всего надобно ценить самый метод, дающий, возможность делить предметы на виды; и если рассуждение (logon), сколь бы продолжительно ни было оно, делает слушателя изобретательнее, - нужно раскрывать его старательно, не досадуя на его продолжительность; то же опять и в случае его краткости". Этот вопрос о видах и родах тут же толкуется как "готовый след" для исследования (263 а) и говорится о "уловляемом" (thereyomen, 264 а) знании. О разыскании и потере нужных имен в исследуемой теории диалог говорит не раз (267 а, 275 d, 282 с, 283 b, 285 d, 299 d, 301e "следы истинного правления", 307 с).