Однако этот исторический интерес к разделению искусств, появлявшийся у Платона в разные периоды его философии, нужно считать довольно слабо выраженным, он мало дает для характеристики отдельных искусств в связи с их происхождением и спецификой. В частности, если подвергнуть подробному анализу хотя бы только II книгу "Государства", то в конце концов останется совершенно невыясненным вопрос о том, как сам Платон относится к возникновению искусств. С одной стороны, это возникновение является, по Платону, естественным результатом всякого общественного развития, идущего от нерасчлененности огромного числа общественных функций. При этом сам же Платон говорит о воспитательном значении поэзии или музыки и о необходимости методически развивать их в обществе. А с другой стороны, вся эта дифференциация искусства и ремесел объявляется только результатом излишеств, изнеженности и распадения первоначального единства. В итоге исторических изысканий Платона остается противоречие между принципом естественного развития искусств и принципом их падения, даже безнравственности.
3. Перечисление искусств у Платона
Вместо классификации искусств у Платона можно найти только попытки перечислить известные ему искусства. Перечисления эти у него всегда случайны и нисколько не претендуют на полноту.
В "Филебе" выше всего ставится чертежное искусство, которое дает то, что Платон считает прекраснее всего, - а именно геометрические фигуры. При этом важна геометрия сама по себе, чистая геометрия, освобожденная от материальных вещей (51 cd). Прекрасны также "чистые" звуки и "чистые" цвета. Запахи, по Платону, "менее божественны" (51 de). Далее здесь упоминаются музыка, медицина, земледелие, кораблевождение, военное искусство, строительство домов и кораблей, арифметика (опять в двух видах - чистая и прикладная), измерение, искусство убеждать людей и господствовать над ними (56 а - 58 d).
В "Гиппии большем" (298 ab) перечисляются музыка, живопись, всякие речи, рассказы, занятия, законы. В "Кратиле" (423 d - 424 а) упоминается музыка и живопись. Поэт, живописец, флейтист, сапожник, кузнец, шорник (R. Р. X 601 b - е) - это тоже типичное платоновское разделение художеств.
Ясно, что такого рода перечисления у Платона вовсе не имеют самостоятельного характера и приводятся как примеры для совсем других, вовсе не искусствоведческих целей.
А. План последующего изложения. Остается излагать воззрения Платона на искусство не в том порядке, который имелся у самого Платона (так как никакого такого порядка у Платона не существует), но в том порядке, который представляется целесообразным нам самим. В первую очередь должны быть изложены воззрения Платона на такие искусства, которых он касается больше всего и чаще всего, а потом на искусства, которые представлены у него меньше всего и встречаются реже других.
Несомненно, Платона прежде всего интересуют искусства, которые мы назвали бы мусическими, да и сам он употребляет термин moysicos, moysice, как мы сейчас увидим, в очень широком значении, отнюдь не только как "музыка" в нашем понимании. К мусическим искусствам Платон относит поэзию, риторику, музыку в узком смысле слова и орхестику (искусство танца, хороводы). Другая область искусства, представленная у Платона в несравненно меньших размерах, - этого, что мы назвали бы пространственными или пространственно-вещественными искусствами. Сюда относятся живопись, скульптура, строительное искусство, включая архитектуру и градостроительство. В этом порядке нам и представляется целесообразным изложить взгляды Платона на отдельные искусства.
§5. Мусические искусства вообще
Если начать с мусических искусств, то, согласно принятой в настоящем труде методологии, необходимо сначала выяснить у Платона самый термин moysicos с очень важным женским родом этого прилагательного moysice. Сейчас мы воочию убедимся, что вся эта "музыкальность" только сравнительно редко относится у Платона к области музыки в узком и специальном значении этого слова. Значение "музыкального", как мы сейчас увидим, очень широкое; и это тоже очень характерно для малой дифференцированности и платоновского и вообще античного понимания музыки и искусства.