Изучаемый термин, несомненно, встречается у Платона в еще более узком смысле, а именно как относящийся к поэзии. Сократ много раз слышал во сне слова: "Твори и трудись на поприще муз (moysicen)" (Phaed. 60 е). Немусические по своей сущности произведения - не очень складные произведения поэтов (Legg. VIII 829 d). Говорится о "музыке" лирика Стесихора в противоположность эпику Гомеру (Phaedr. 243 а). Поэты воспевали доблесть героев в своей "музыке" (Мепех. 239 b).

3. Музыка в узком смысле слова и хоровод

"Музыкальный" относится у Платона также и к музыке в узком смысле слова. Если говорится о привлечении поэтов и музыкантов (Legg. VII 802 b), то, очевидно, музыка здесь уже отличена от поэзии как самостоятельное искусство. Читаем и просто об элементах музыки (Theaet. 206 b). Музыкальный голос связан со слухом в целях гармонии, которая даруется музами (Tim. 47 d).

При перечислении разных типов деятельности говорится о том, что музыканты не могут создавать немузыкантов - опять в узком смысле слова (R. Р. I 335 с). "Музыкальные живые существа" (лебедь и другие) при переселении душ принимают в себя человеческую душу (X 620 а). "Музыкальное искусство учит сочинять песни" (Gorg. 449 d). "Музыка" и живопись создают образы, подражая телам, душам, голосам (Politic. 306 d). "Музыка" пастуха успокаивает животных (268 b). Когда мы воспроизводим голоса животных путем простого звукоподражания, то это не значит, что мы тем самым даем уже и имена этим животным; а "музыка" как раз именно и занимается таким бессмысленным звукоподражанием (Crat. 423 cd). Здесь Платон уже чересчур снижает значение музыки, потому что сам же он в других местах своих сочинений говорит о музыке гораздо глубже, с учетом ее художественной специфики. "Музыкант, живописец и создатель имен подражают вещам по-разному" (424 а). Имя Аполлона объясняется в связи с гармонией сфер (405 d), что связано уже с музыкой. "Музыкальное искусство есть знание любовных влечений, касающихся строя и ритма" (Conv. 187 с). "Благодаря музыкальному искусству строй возникает из звуков" (187 b). Софистика прикрывается поэзией, песнопениями, гимнастикой, музыкой (Prot. 316 е). Здесь "музыка", по-видимому, употребляется даже в еще более узком смысле, а именно в смысле "инструментальной" музыки, поскольку песнопения упомянуты здесь отдельно. Юношей обучают музыке, арифметике, астрономии и геометрии (318 е). Поскольку здесь перечисляются основные "искусства" древних, постольку "музыка" здесь тоже связывается с астрономией, то есть с учением о гармонии сфер. Платон рекомендует опасаться новых видов "музыки", явно имея в виду музыку в узком смысле (R. Р. IV 424 с). "Музыкант" тот, кто умеет различать и объединять высокие и низкие звуки (Soph. 253 b; Phaedr. 268 е; R. P. I 349 e).

"Музыкальность" относится у Платона специально также и к хороводам. Говорится о "мусической стройности" хороводов (Legg. VI 764 е).

4. Искусство вообще

Наконец, изучаемый нами термин Платон иной раз относит и к искусству вообще, когда бывает трудно судить, о каком именно отдельном искусстве Платон хочет здесь упомянуть. "Эрос - хороший поэт, сведущий вообще во всех видах мусических творений" (Conv. 196 е). Читаем о любителе мудрости, красоты или о поклоннике Муз (moysiсоу) или Эроса (Phaedr. 248 d). Цикады после своей смерти возвещают Музам о людях, которые почитают "музыку" этих Муз (259 d). Гармония - искусство музыкальное, а не рассудительное (Charm. 170 с). Мусическое искусство уподобительное и миметическое. Мусическое искусство сходно с красотой и подражает ей (Legg. II 668 а-с). Читаем о наслаждении от мусического искусства (658 е), о разного рода мусических состязаниях (Menex. 249 b; Ion. 530 a; Legg. 11658 a, VIII 828 c, 835 a, XII 955 a). Может быть, Музы получили свое название от "мусического" племени лигуров (Phaedr. 237 а).

5. Итог

Свои мусические искусства, поэзию и риторику, музыку и орхестику, Платон всегда склонен трактовать весьма обобщенно, стараясь понимать их как результат деятельности самих Муз, а не просто как человеческую забаву и субъективные удовольствия. Мусические искусства говорят Платону о самых общих закономерностях жизни и, следовательно, прежде всего о вечной и предельной упорядоченности космического целого. Об этом мы уже не раз догадывались и при анализе общеэстетических взглядов Платона, об этом же свидетельствует сейчас анализ термина moysicos.

§6. Поэзия