Т. Лири, М. Стюарт

Бывает, что существует внутренняя доктрина для членов и внешняя доктрина - для общества. Чтобы группа была единой и сплоченной, необходимо, чтобы ее члены знали, что группа пропагандирует то, во что верит. Но деструктивные группы меняют «истину» в зависимости от ситуации, ибо, по их мнению, цель оправдывает средства. Законные организации не манипулируют доктриной и не создают доктрины для внутреннего и внешнего пользования, чтобы обмануть общественное мнение.

в) Рядовые члены группы

При оценке группы надо обратить внимание на то, как влияет пребывание в группе на каждого отдельного человека, на его личность, отношения с людьми, на изменение его целей и интересов.

Характерная примета вербовки в деструктивную секту - это обман и блеф. Вербуемые априори считаются крайне «невежественными « и «бездуховными». А если так, то они не в состоянии самостоятельно понять, что для них лучше. Вербовщики считают себя вправе принимать решения за людей, которых они вербуют. Когда человек находится в нормальном состоянии, спокоен и критичен, вербовщики стараются сообщить ему как можно меньше информации о секте. Когда критические функции человека ослаблены, информация о секте падает на него лавиной. Другими словами, вербовка - это искусная манипуляция, включающая в себя следующие тактики: замалчивание важной информации, введение потенциальной жертвы в заблуждение и ее подготовка к приему дезинформации, откровенная ложь, блеф, подмена и

потасовка сведений и пр. Информация о секте подается односторонне и избирательно.

Вербовщики из деструктивных сект никогда не признаются. что занимаются вербовкой. Если их спросить, они скажут, что делятся с людьми важной информацией и хотят, чтобы люди над ней самостоятельно поразмышляли. Но они не говорят, что им установлены вербовочные квоты.

Под другими названиями открываются многочисленные филиалы сект. Например, деструктивные секты вербуют ничего не подозревающих людей в «Общество дианетики» или в «Нарко-нон»11, утаивая от них, что эти организации входят в состав Церкви Сайентологии.

Вербовщик хочет добыть как можно больше информации о вербуемом, чтобы узнать, на какие «кнопки» давить, чтобы затянуть человека в секту. Хороший вербовщик умеет «задеть за больное» и эффективно воздействовать на человека через его слабые места. Слабым местом могут быть проблемы с любимым, родителями, членами семьи, в школе, в университете, на работе, смерть родного или близкого человека, переезд в новый город и т. д. Опытный вербовщик знает, как выуживать у потенциальной жертвы сокровенную информацию. В то же время вербовщик старается заинтересовать человека своей эрудицией, тонкостью, интеллектом и искренностью. При этом он ставит перед собой задачу рассказывать о себе и группе как можно меньше. Вся информация должна исходить от вербуемого. Такой несбалансированный обмен информацией обязательно должен насторожить вербуемого, даже если на первый взгляд ему показалось, что он подружился с хорошим человеком.

Когда потенциальная жертва приглашается на какое-нибудь мероприятие (лекцию, семинар, тренинг) секты, на нее начинают оказывать явное и неявное психологическое давление, заставляя как можно быстрее принять решение о присоединении к группе. Человека стараются лишить возможности размышлять. Такая черта выдает деструктивный характер секты. В обычных харизматических группах потенциальным членам никогда не лгут и не оказывают на них давление, заставляя быстро принять решение о вступлении в группу.

Самый характерный признак деструктивности секты — это радикальное изменение личности человека. Например, раньше человек был политическим либералом, а теперь стал консерватором. Раньше он любил рок-музыку, а сейчас называет ее «сатанинской». Раньше он был любящим и ласковым сыном, а сейчас вообще не доверяет родителям. Раньше он был атеистом, а сейчас Бог означает в его жизни все.

Да, вполне естественно, что со временем, в процессе приобретения жизненного опыта, убеждения людей меняются, как меняется и система их ценностей. Но радикальное изменение системы представлений не может произойти внезапно, оно происходит постепенно. Стремительное «перерождение» обычно вызывается искусственно, когда к человеку применяются техники нейрологического воздействия, и когда он становится жертвой манипуляции и психологической обработки, в том числе обмана и внушения.

Уходя в секты, многие люди меняют имена, бросают семью, учебу или работу, переписывают на секту свою собственность и даже отправляются за тысячи километров от родного дома (вспомним членов секты Виссариона и строительство города Солнца в Красноярском крае), хотя эта практика не повсеместна.