A. Z. Lobanova

Невероятность явления душ умерших на спиритических сеансах. – Занятие спиритизмом есть недоверие к Божественному откровению, вере, богоотступничество. – Оно ведет к помешательству и самоубийству. – Хитрость сатаны. – Как искушать и обличать духов? – Рассказы графа Д. Н. Толстого и графа М. В. Толстого. – Духклеветник. – Рассказы Л. С. Стурдзы и Д. В. Пты. – Несчастный иеромонах. – “Сокрытое принадлежит Господу”. – Кто не слушает Священного Писания, тот не послушает и воскресшего из мертвых. – Златое слово святителя Златоуста.

Мы видели, что всякая попытка вызывания умерших в Ветхом Завете подлежала смертной казни по определению Божию.

Новый Завет не может противоречить Ветхому, и что запрещено в Ветхом, то сугубо недопустимо в Новом, который шире и глубже раскрывает основные начала Божия откровения. А что запрещено живым, то запрещено, конечно, и душам умерших. Никогда спириты не докажут, что имеют дело с душами умерших, а не с кемто другим. Если на их сеансах являются в самом деле души разных времен и разных народов, современники и участники великих событий, то почему они нам не сообщили ни одного ценного для науки исторического сведения?

А ведь казалось бы, чего проще: вместо того, чтобы рыться в архивах, копаться в земле, бесплодно спорить для выяснения какоголибо спорного исторического события, – вместо всего этого вызвать дух какоголибо авторитетного современника выясняемого факта и спросить его: как дело было? “Но попробуйте, – говорит один исследователь спиритизма, – вызовите, и кроме тягучих логических умозаключений да всем известных сведений ничего нового от него не узнаете. Ясно, что тут подлог, неправда”.

Затем и спириты признают, что смерть не изменяет нравственной личности человека, что любившие нас здесь, на земле, не перестают любить нас и по смерти.

Итак, если открыто средство для них вступать с нами в общение, то судите, какое волнение должно было бы произвести это открытие среди обитателей загробного мира! Любящие существа, разлученные смертью, друзья, матери, оторванные от детей, мужья – от жен, благодетели человечества – разве все они не устремились бы воспользоваться сим открытием и вступить с нами в общение? И, однако, очень часто бывает, что сидятсидят спириты за столом, призываютпризывают духов, а духи иногда и совсем не являются, а если и являются, и даже заявляют, что могут говорить то или говорят крайне расплывчато, или же вовсе не говорят… Почему? Если это – души наших родных, знакомых, страстно нами любимых людей, то этого быть бы не могло.

Религиозное учение спиритизма, в сопоставлении с христианским учением, как уже сказано выше, представляет самое опасное заблуждение, более ужасное, чем совершенное неверие. Это – дерзкое и страшное глумление над всем священным и спасительным, это учение богохульное и богопротивное. Оно – одних обольщает якобы ревностью о благе людей, других – будущею безнаказанностью за грехи, иных – обещанием высших откровений о загадочной области потустороннего бытия, чем соблазнялись даже просвещенные умы.

Такая доктрина заслуживает не опровержения, а осуждения. “Самое занятие спиритизмом, – говорит один его исследователь, – при наличности Божественного откровения, есть как бы недоверие к этому высшему источнику знания, есть вероломное нарушение обета верности своей вере и Церкви, есть отрасль волхвования, а вместе и нарушение первых заповедей закона Божия, запрещающих служение иным богам.

А общение с падшими духами в спиритических сеансах, по слову Игнатия епископа Кавказского, есть прямое отступление от Бога. Вызывание духов святых Божиих есть грубое и дерзкое кощунство над христианством. А стремление спиритов исправлять (якобы) и очищать христианское учение ясно свидетельствует, что они осуетились умствованиями своими и, называя себя мудрыми, обезумели(Рим. 1, 21–22). Над ними исполняется апостольское изречение: пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи(2 Фес. 2, 11).

Вообще, невозможно в одно и то же время быть верным христианином и заниматься спиритизмом. Сами спириты не скрывают того, что их “духи” могут побуждать людей к преступлениям и мистифицировать тех, кто вызывает их из пустого любопытства. Ясно, что сами же спириты предостерегают своих последователей от возможности получить сообщение от злых духов, от демонов. Возможно ли признать такое откровение божественным? Они говорят, что Бог открывает им только сущность учения, а обработка принадлежит уже людям – их учителям: иной ведь так разработает учение, что от божественногото ничего и не останется.

Затем, занятия спиритизмом, расстраивая нервную систему, изнуряют здоровье, ведут к помешательству и самоубийствам. Ясно, что есть пути к знанию, на которых лежит свыше запрет, а тем дерзновенным, которые пытаются поднять таинственную завесу, грозит умопомрачение, болезни и смерть. И поделом: не изменяйте Христу Спасителю, не идите за Его и вашим врагом – диаволом.

Святые отцы, изучившие все козни диавола так, как никогда не придется изучить их современным мудрецам, говорят, что враг никогда не предлагает человеку прямо согрешить, ибо знает, что тот не пойдет на это, – а сначала увлекает якобы невинными мыслями, предлагает то, от чего не откажется грешный человек, даже доброе, лишь бы усыпить неопытного, а потом, когда тот доверится ему, делает из него что хочет и притом нагло смеется над ним. Так поступает он и в спиритизме. Спириты никогда не свидетельствуют, что им известно множество случаев самоубийства медиумов.

А вот авторитетный знаток спиритизма В. П. Быков, сам бывший спирит, заявляет, что ему как раз известно множество случаев самоубийств медиумов.