A. Z. Lobanova

Вместо того чтобы прятаться и отделываться полусловами, полунамеками, пусть спириты прямо, без околичностей, откроют всему миру: веруют ли они в Иисуса Христа, яко воплощеннаго Бога?Согласны ли они признать авторитет Церкви, которую создал Христос и повелел ей повиноваться под угрозою отлучения? Принимают ли они слово Божие так и в том смысле, как его содержит Церковь Христова? Тогда и им виднее будет, что скажет на это сама Церковь, сей столп и утверждение истины Христовой на земле, и сами увидят, имеют ли они право при нападках на них со стороны материалистов становиться как бы под защиту церковного учения.

Ведь вот что особенно удивительно: на то, что я сейчас говорю, например, они с высокомерием ответят: “Какое мракобесие! Какая нетерпимость, узость взглядов, односторонность, невежество! Уж слишком просто все, повашему, объясняется: бесовщина, и конец. Мы вам выставляем на вид «опыты многих лет», факты, а вы твердите одно: бесовщина, и только! Это не научно, это не заслуживает даже опровержения – известное мировоззрение!” и т. п.

Так, может быть, будут нам отвечать, если только “удостоят” ответа. А сами сознаются, что “в огромном большинстве случаев, в начале развития, явления спиритизма носят бессмысленный, детский характер”, что “интеллигентный, этический (!) характер этих явлений можно подметить в том, что вызванный дух, как правило, вежливо обходится с людьми верующими (т. е. со спиритами) и грубо со скептиками: Я был свидетелем, – говорит господин Вагнер, – как он (невидимый “собеседник”) щипал, толкал и бил таких скептиков. На одном из сеансов он надел на головы двум из них легкие плетеные стулья”.

Хорошие признаки “этики” духов! И это говорится серьезно, как подобает ученому!

А вот ему приводят не менее серьезные факты из той же области спиритических явлений, и он будет их отрицать или просто замолчит, потомуде, что “меня там не было, они научно не проверены!”… Но ведь вам никто не мешает повторить все эти опыты самим: оградите себя крестным знамением, помолитесь поусерднее Господу Богу, чтобы Он избавил вас от искушения вражьего, открыл бы вам путь к познанию истины, и, приступая к беседе с “духами”, прочтите молитву Да воскреснет Бог.Если нужно будет во имя истины, не ради “научной” истины, а ради спасения ваших душ, можете с благоговением произнести и то заклинание, какое произносил господин Русков. Кто вам мешает, господа спириты? Разве только гордость и ложный стыд? Но во имя истины надо и то и другое отринуть с мужеством, подобающим христианину и даже просто всякому уважающему себя человеку.

Истина одна: если не стыдитесь научно исследовать “бессмысленные явления”, то почему не употребить средство, заповеданное Апостолом? Ужели исполнить совет Апостола для вас стыдно? Тогда какие же вы христиане? Только помните при этом, что имя Господа Иисуса Христа надобно произносить с верою и смирением: иначе и с вами может случиться то же, что случилось с сыновьями одного первосвященника иудейского, которые дерзнули призывать имя Господа без веры в Его Божество.

Евангелистдееписатель Лука повествует, что во время пребывания Апостола Павла в Коринфе эти заклинатели стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома(Деян. 19, 13–16).

Мы просим, мы требуем, чтобы спириты не прятались, а открыто исповедовали свое учение, доказывали его, сличали с учением христианским и спокойно выслушивали то, что скажет им Церковь в лице своих пастырей и учителей. Тогда, Бог даст, спадет пелена заблуждений с их очей, и они ясно увидят, куда их завлек дух лжи и лести, дух противления Христу, нашему Спасителю.

VI

Две новых книги о духовном мире. – Мнения и предостережения увлекавшихся спиритизмом оккультистов и теософов. – Три силы, действующие в спиритизме. – Наиболее страшная из них – сатанинская. – Гипноз сатаны над учеными исследователями спиритизма. – “Дивеса” спиритизма. – Спиритическая теория “любви”.

Мои дневники о спиритизме были уже набраны и сверстаны, когда я получил две весьма интересные книги, касающиеся духовного мира: “Темная сила” М. В. Лодыженского и “Спиритизм перед судом науки, общества и религии. Лекциибеседы” В. П. Быкова.

В первой книге спиритизму уделена одна глава, в которой почтенный автор приравнивает это занятие к колдовству. Явления спиритизма, по его убеждению, когда они не являются обманом, суть действия той темной силы, о которой трактует его книга. Достойно особенного внимания приводимое им мнение известного оккультиста доктора Розье о спиритизме: “Вызыватель духов, – говорит Розье, – должен быть все время в напряжении, никогда не изменять твердой воле и быть недоступным страху. Он имеет дело со слугами очень упрямыми и всегда готовыми к возмущению. Его положение подобно положению укротителя диких зверей в клетке. Поэтому существует поговорка, что “дьявол рано или поздно свернет шею колдуну”.