Kniga Nr1070

Мера, предлагаемая мною вам к сохранению себя от мирских козней переменою костюма, вам кажется неудовлетворительною. Не спорю против сего, и когда вы находите из оного, вместо пользы, вред для себя, от похвал людских, то можете носить и обыкновенную вашу одежду, соблюдая себя от вредящих душу помышлений, слов и дел. Я полагал, что вы (как слыхал от вас), через обращение со светом, получали вред душевный, то через перемену одежды могли бы себя отдалить от сего; но как теперь вам оный не предстоит, то и остается на воле вашей: или следовать совету моему, или своему разуму. Я и то еще думал, что одежда черная может быть для вас уздою против страстей и невозвратным отречением от мира. Но как мое мнение вышло ошибочно, – то я ни мало вас не понуждаю к оному. Не бойтесь похвал людских, а опасайтесь своих или бесовских, то есть высокоумия или самомнения. Конечно, монастырские сухарики и щеточки лучше бы вас протерли, но еще время не уйдет. А для вас оные теперь не видны. Сестры ваши поиспытали, то могут знать. И. М. 16 мая 1842 года.

Письмо 516

Отдание на вашу волю и рассуждение о перемене одежды вы приняли с моей стороны за оскорбление и сами тем оскорбились. Но совсем напротив, я нимало не оскорбился, а просто отдал на вашу волю, когда находите неудобным и бесполезным мое мнение. Я не смею никому настоятельно законополагать, но даю совет, по их извещению; а на оный не могу положиться: истинно ли сообразно я думаю с волей Божией; ибо я считаю себя не достигшим еще дара рассуждения, – будьте спокойны. Вы теперь облеклись в темную одежду; но будет ли из сего польза? – Время покажет. Я за вас опасаюсь более теперь за могущее прийти вам высокоумие и тщеславие, через внешние и внутренние похвалы, и за недостатком искушений и скорбей, через кои бы вы познавали свои немощи и приходили во смирение. В монастыре же оных изобильно бывает всякого рода, и уже не до возношения; и вы не думайте, чтобы, пошедши в монастырь, быть спокойной; – нет, это не тот путь, какой приобретается спасающимися; но многими трудами, искушениями, скорбями и смирением; а без первых суетно ожидание покоя. Святые отцы предложили нам путь к спасению, ходя по нем страдательными ногами, а не с отрадой; и даже если кто думает, что всегдашний душевный мир обрел, то должен опасаться, по слову Исаака Сирина. Но вам, видно, время еще не приспело вступать на поприще оной брани; молитесь Богу, Он силен извести вас из тьмы сени смертной, мысленно вас окружающей. По причине собрания народного в праздники в церковь Божию, вам не нужно удалять себя от оной и лишаться слушания Божественной Литургии в такие дни; но удаляться людей можете, стоя в уединенном месте, не взирая на их укоризны, и не боясь о сем соблазна. И. М. 9го июня 1842 года.

Письмо 517 Ежели послужила пользою мера для вас, – перемена одежды, то предоставляйте сие смотрению Божию, о вас промышляющему, и замечайте кознь вражью сему сопротивляющуюся. Я не хочу нанести маменьке вашей скорби насильным и упорным отлучением вас от нее; но расстаться с миром по желанию вашему, сею мерою полагал сделать начало; хотя и в мире живя, – но не принадлежать ему ничем и не подавать надежды к сообщению с ним. Маменька ваша о вас болезнует сердцем и скорбит, но я не знаю, какое подать ей утешение? Оставлять ее вам не советую, но и к миру прилепляться боюсь дать совет, дабы не погрешить перед Богом, за расстройство ваше и измену к Его званию. Оставляю все сие на промысл Божий: как Ему угодно, тако и да сотворит. Бог силен даровать вашей маменьке утешение, только пусть ищет оного от Создателя, а не от создания; много бы можно найти примеров, но полагаю оные излишними. Сам Господь да просветит сердце ее и утешит нетленным Своим утешением. Недостаток платья теперешнего вашего может восполнить в избытке одно прежнее ваше платье, проданное за цену. Коленкор не дорогая материя, а довольная к приличному прикрытию вашего тела; не пекитесь об украшении его, а старайтесь украсить душу. Далее что будет, – состоит не в нашей власти и провидении. Предайтесь в волю Божию и будьте спокойны. И. М. 25го июня 1842 года. Письмо 518 Не знаю, в каком находитесь теперь положении? Сколько могу усмотреть, вы ничего не потеряли, оставив украшаться нарядами, но хотя и конфузно против мира, за то душевное утешение и спокойствие совести вознаграждает оное лишение. Теперешние ваши скорби суть обучения и приготовления к монастырским скорбям; и которые прежде оными искушаются, тем легче будет впоследствии; а которые вначале оными не были посещаемы, тем после будет отдание, что видим и на матери К.: ее скорби вельми отягощают, и утешения не видит, а в начале оных не видала; я имею от нее письмо от 24 августа. Впрочем Бог измеряет наши силы и весть время – когда, кому что послать, дабы устроить спасение, а она на пути его стоит: многими бо скорбями подобает нам внити в Царство Небесное (Деян.14:22). Вы спрашиваете меня о лечении себя; я не могу вам препятствовать; кто не лечится, – имеет только меру веры, а не похвалы; а кто лечится с надеждой на помощь Божию, а не на лекарство и лекаря, то не погрешает. Снам нечего верить; ежели же ваш сон отнести и к тому, что одежды перемена, – то это служить может к утверждению в оном; однако все остерегайтесь подсады вражьей, от которой да избавит вас Господь Своею милостью. И. М. 8го сентября 1842 года.