Православие и современность. Электронная библиотека-Епископ Александр (Милеант)-СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА-© Миссионерский

Предисловие

"Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"

(Мат. 5:48).

За две тысячи лет существования христианства следовало бы ожидать, что учение Господа Иисуса Христа будет глубоко и всесторонне изучено, понято и объяснено. Однако наличие большого количества всевозможных сект убеждает в том, что это далеко не так. В то время, как большинство "точных" наук прогрессирует и совершенствуется, учение Господа нашего Христа, по-видимому, все больше и больше искажается. Причиной этому является не столько непостижимость христианских истин, сколько нежелание понять и принять самое главное в христианстве - для чего пришел на землю Господь Иисус Христос, т.е. сущность христианства.

Читатель может подумать, что, наверное, мы сами здесь что-то путаем. Ведь даже дети знают, что Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти людей, о чем говорит само Его имя "Иисус", что значит "Спаситель". Проблема заключаются в том, что сущность спасения нельзя понять вне контекста учения Священного Писания о назначении человека.

Естественно, что никто не хочет быть осужденным в ад, но каждый хотел бы попасть в Царство Небесное. Однако чрезвычайно важно понять, что Царство Небесное - это не столько место, сколько состояние. На вопрос книжников, когда откроется Царство Божие, Христос ответил, что оно "не придет приметным образом, и не скажут: вот оно здесь, или вот оно там, ибо Царство Божие внутри вас" (Лук. 17:20). Этим Господь указал, что спасение связано самым тесным образом с внутренним состоянием человека. Оно - не просто "переселение" из нынешних жизненных условий в другие, лучшие, но нечто более глубокое и замечательное. "Если нечестивый будет помилован, - говорит Писание, - то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа" (Ис. 26:10) - т.е. по-прежнему он будет завидовать, враждовать, ссориться и томиться жаждой чувственных удовольствий - т.е. будет носить в себе ад. Ведь истинная радость, мир и блаженство - это внутренние состояния, которые приходят в результате общения с Богом, которого грешник не имеет. Праведный же человек, где бы он ни находился, всюду будет наслаждаться общением с Богом и как бы носить с себе рай.

Очень важно понять, что главной целью пришествия Христа было не то, чтобы нас внешне переселить в лучшие условия бытия, но чтобы восстановить утраченный рай внутри нас. В этой истине содержится ключ к пониманию христианства. Когда человек поймет это, тогда он увидит и превосходство Православия над другими вероисповеданиями, потому что в сущности все, чему учит и чего придерживается Православная Церковь, направлено к одной цели - соединению с Богом через нравственное обновление и уподобление Ему.

В этой работе мы покажем, что источником всех заблуждений инославных церквей является формально-утилитарное понимание спасения, оторванное от процесса внутреннего обновления человека. Господь всемогущ! Он может целые миры создать одним Своим словом, но Он не может спасти нас без нашего активного участия, потому что добро и зло - это состояния нашей свободной воли. Можно дать ученику самые прекрасные и усовершенствованные учебные пособия, предоставить ему лучших преподавателей, и, однако, никто не может вложить в него знания и опыт, если он сам не заставит себя учиться. Нечто похожее происходит и с многими христианами: при всем обилии предлагаемых им благодатных средств они не растут духовно. И не только не растут, но и само учение Христово дерзают переделывать в угоду своей лени. А так как большинство предпочитает путь наименьшего сопротивления, то и учения "упростителей" христианства пользуются успехом. Предвидя это, Господь учил верующих не смущаться своего "малого стада", идущего узким путем, потому что именно трудный путь духовного обновления ведет к жизни вечной. Неправильные понимания христианства Многие не подозревают, что все современные ереси своим существованием обязаны римо-католической церкви. В то время, как Православная церковь на Востоке почти непрерывно подвергалась жестоким гонениям со стороны персов, арабов, турок и других восточных народностей, а также вынуждена была постоянно отражать натиск еретиков, западный мир жил сравнительно безбедно и в довольстве. Это привело к тому, что христианский дух Апостольской Церкви стал постепенно угасать, уступая место формализму и обрядоверию. Спасение перестало рассматриваться как путь духовного обновления, а уже понималось как награда за добрые дела. Римо-католическая церковь стала все больше походить на мирское учреждение с его властолюбием, карьеризмом и интригами. Внешние проявления вытесняли внутреннюю настроенность. Весь упор делался на обряды и дела: чем больше сделаешь "добрых дел", тем большую получишь награду. Святые угодники Божии якобы собрали так много добрых дел, что у них образовался избыток. Римо-католическая церковь начала проповедовать, что эти "сверхдолжные заслуги" находятся в ее сокровищнице, и что она может этим богатством распоряжаться и наделять им других своих членов. Так возникло уродливое учение об индульгенциях со всеми его печальными результатами для христианского мира. Для сбора средств в пользу церковной казны стали бойко продавать отпущения грехов - не только уже соделанных, но и будущих - на много лет вперед. Чем больше заплатишь, тем больше грехов тебе отпустится. Это чудовищное искажение христианства вызвало реакцию в виде протестантского движения. В пылу борьбы со злоупотреблениями католической церкви Лютер впал в противоположную крайность: "никаких дел не надо: только верь - и ты спасен!" Однако самым трагичным для западного христианства оказалось то, что ни Лютер, ни его последователи не смогли освободиться от главного заблуждения католичества - от формального понимания спасения. Замена добрых дел верой нисколько не решило проблемы, потому что деятельное обновление души - то главное, чему учил Христос - осталось вне поля зрения. Ключ к пониманию христианства, утерянный римо-католической церковью, так никогда и не был найден протестантскими богословами. Объявив одну веру достаточным условием для спасения, они "одним росчерком пера" отменили и все те благодатные средства, которыми Господь наделил Апостольскую Церковь для обновления и спасения верующих душ. Священство и таинства объявили излишними. Приходится с тревогой наблюдать, как инославный мир все больше и больше отходит от христианства апостольской Церкви. Многие вновь появляющиеся секты и культы идут еще дальше римо-католичества и протестантства по пути "потребительского" отношения к христианству. Одни, как например, пятидесятники и подобные им "харизматики", главный упор делают на то, чтобы искусственно вызывать в себе состояние восторга и экстаза, или даже неудержимого смеха. Нелепые выкрики нечленораздельных звуков они богохульно именуют "даром языков", а медиумистические трансы - сошествием Святого Духа. Другие, метко прозванные "проповедниками of the gospel of greed" ("евангелия наживы"), в христианстве видят средство для достижения успехов в жизни. "Поверь! - взывают они, - и у тебя наладится бизнес, достигнешь успеха в любви, создашь прекрасную семью, всегда будешь здоровым, счастливым и полным сил". Получается, как в фешенебельном ресторане: каждый выбирает себе из меню Писания то, что больше всего ему по вкусу.