Православие и современность. Электронная библиотека-Епископ Александр (Милеант)-СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА-© Миссионерский

В этой работе мы покажем, что источником всех заблуждений инославных церквей является формально-утилитарное понимание спасения, оторванное от процесса внутреннего обновления человека. Господь всемогущ! Он может целые миры создать одним Своим словом, но Он не может спасти нас без нашего активного участия, потому что добро и зло - это состояния нашей свободной воли. Можно дать ученику самые прекрасные и усовершенствованные учебные пособия, предоставить ему лучших преподавателей, и, однако, никто не может вложить в него знания и опыт, если он сам не заставит себя учиться. Нечто похожее происходит и с многими христианами: при всем обилии предлагаемых им благодатных средств они не растут духовно. И не только не растут, но и само учение Христово дерзают переделывать в угоду своей лени. А так как большинство предпочитает путь наименьшего сопротивления, то и учения "упростителей" христианства пользуются успехом.

Предвидя это, Господь учил верующих не смущаться своего "малого стада", идущего узким путем, потому что именно трудный путь духовного обновления ведет к жизни вечной.

Неправильные понимания христианства

Многие не подозревают, что все современные ереси своим существованием обязаны римо-католической церкви. В то время, как Православная церковь на Востоке почти непрерывно подвергалась жестоким гонениям со стороны персов, арабов, турок и других восточных народностей, а также вынуждена была постоянно отражать натиск еретиков, западный мир жил сравнительно безбедно и в довольстве. Это привело к тому, что христианский дух Апостольской Церкви стал постепенно угасать, уступая место формализму и обрядоверию. Спасение перестало рассматриваться как путь духовного обновления, а уже понималось как награда за добрые дела. Римо-католическая церковь стала все больше походить на мирское учреждение с его властолюбием, карьеризмом и интригами. Внешние проявления вытесняли внутреннюю настроенность. Весь упор делался на обряды и дела: чем больше сделаешь "добрых дел", тем большую получишь награду. Святые угодники Божии якобы собрали так много добрых дел, что у них образовался избыток. Римо-католическая церковь начала проповедовать, что эти "сверхдолжные заслуги" находятся в ее сокровищнице, и что она может этим богатством распоряжаться и наделять им других своих членов.

Так возникло уродливое учение об индульгенциях со всеми его печальными результатами для христианского мира. Для сбора средств в пользу церковной казны стали бойко продавать отпущения грехов - не только уже соделанных, но и будущих - на много лет вперед. Чем больше заплатишь, тем больше грехов тебе отпустится. Это чудовищное искажение христианства вызвало реакцию в виде протестантского движения. В пылу борьбы со злоупотреблениями католической церкви Лютер впал в противоположную крайность: "никаких дел не надо: только верь - и ты спасен!" Однако самым трагичным для западного христианства оказалось то, что ни Лютер, ни его последователи не смогли освободиться от главного заблуждения католичества - от формального понимания спасения. Замена добрых дел верой нисколько не решило проблемы, потому что деятельное обновление души - то главное, чему учил Христос - осталось вне поля зрения. Ключ к пониманию христианства, утерянный римо-католической церковью, так никогда и не был найден протестантскими богословами. Объявив одну веру достаточным условием для спасения, они "одним росчерком пера" отменили и все те благодатные средства, которыми Господь наделил Апостольскую Церковь для обновления и спасения верующих душ. Священство и таинства объявили излишними.

Приходится с тревогой наблюдать, как инославный мир все больше и больше отходит от христианства апостольской Церкви. Многие вновь появляющиеся секты и культы идут еще дальше римо-католичества и протестантства по пути "потребительского" отношения к христианству. Одни, как например, пятидесятники и подобные им "харизматики", главный упор делают на то, чтобы искусственно вызывать в себе состояние восторга и экстаза, или даже неудержимого смеха. Нелепые выкрики нечленораздельных звуков они богохульно именуют "даром языков", а медиумистические трансы - сошествием Святого Духа. Другие, метко прозванные "проповедниками of the gospel of greed" ("евангелия наживы"), в христианстве видят средство для достижения успехов в жизни. "Поверь! - взывают они, - и у тебя наладится бизнес, достигнешь успеха в любви, создашь прекрасную семью, всегда будешь здоровым, счастливым и полным сил". Получается, как в фешенебельном ресторане: каждый выбирает себе из меню Писания то, что больше всего ему по вкусу.

Спасение - это обновление души и уподобление Богу "Блаженны алчущие и жаждущие праведности (dikeosini), ибо они насытятся" (Мат. 5:6). Чтобы понять учение Спасителя, надо обратиться к библейскому повествованию о сотворении человека. Намереваясь создать человека, Бог в отличие от животных благоволил наделить его Своим образом и подобием (Быт. 1:26). "Образ" и "подобие" - это неоднозначные термины. Образ - это те способности, "таланты", которые Бог заложил в нашу природу. Сюда входят нравственное чувство, голос совести, тяготение к добру, жажда бессмертия, потребность духовно расти и совершенствоваться. Подобие - это уподобление Богу в Его совершенствах. Если образ - это неотъемлемое свойство нашей природы, то подобие - это лишь потенциальная возможность. Бог бесконечно мудр, добр и справедлив. Он хочет, чтобы и мы, Его дети, по возможности совершенствовались в этих свойствах. Естественно, никто не может мгновенно, одним скачком воображения, стать мудрым или добродетельным. Надо поработать над собой, исправиться, усовершенствоваться. Такова была цель создания человека, такова она и осталась! Грех внес разлад в нашу природу, стал помехой на пути к совершенству. Яд греха оказался настолько силен, что никто из людей своими усилиями не мог освободиться от него. Явилась необходимость прийти в мир Сыну Божию. Он не только научил людей правильно жить, но, приняв нашу природу, Он влил в дряхлый человеческий организм свежую струю Божественной жизни и, таким образом, дал нам силы к нравственному возрождению. Это приобщение человека к Божественной жизни осуществляется в Церкви. Вот почему она именуется телом Христовым (1 Кор. 6:15; Еф. 4:12). Процесс духовного обновления начинается в таинстве Крещения, в котором человек освобождается от яда греха и приобщается к благодати Божией. Он изымается из мира, лежащего во зле, и вводится в ограду Церкви. Господь Иисус Христос и Его Апостолы всегда противопоставляли мирскую жизнь, мир "во зле лежащий" - христианской жизни. "Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия", -наставляет ап. Павел (Рим. 12:1-2). Благодатная сила крещения настолько велика, что человек, крестившись, становится как бы новым творением: "Кто во Христе, - тот новое творение. Древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17). В крещении христианин умирает для всего греховного. Приобщаясь к возрождающей силе крестных страданий Спасителя, он умирает для всего греховного и начинает жить праведной жизнью. "Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира, - пишет ап. Павел. - Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь" (Гал. 6:14-15). С этого момента у христианина происходит полная переоценка ценностей: он начинает желать и искать то, чем он раньше пренебрегал и презирать то, чем раньше пленялся.