Протоиерей Иоанн БАЗАРОВ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Когда Стефана побивали камнями, в числе зрителей этого мучения находился также один юноша по имени Савл, который также одобрял убиение Стефана. Этот Савл был самым слепым ревнителем закона Моисеева, а потому самым жестоким гонителем христианской церкви. Он входил в дома, отыскивая повсюду скрывавшихся христиан, и заключал их в темницы. От этого гонения христиане рассеялись по окрестным городам и селам, и везде, куда ни приходили, проповедовали слово Божие. Так, один из диаконов иерусалимской церкви, Филипп, с проповедью о Христе пришел в город Самарию, и народ самаринский единодушно внимал ему, слыша и видя, как он делал чудеса. По прошествии же некоторого времени является ему Ангел Божий и говорит: «Встань и пойди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу». Филипп встал и пошел. И вот, едет один эфиоплянин, евнух, вельможа эфиопский царицы Кандакии, приезжавший в Иерусалим для поклонения и теперь возвращавшийся домой. Он сидел в колеснице и читал пророка Исаию. Тут Дух сказал Филиппу: «Подойди и пристань к колеснице сей». Филипп подбежал и, услышав, что эфиоплянин читает пророка Исаию, спросил его: «Разумеешь ли, что читаешь?» Евнух отвечал: «Как я могу разуметь, если кто не наставит меня?» И просил Филиппа взойти и сесть с ним. Слова же писания, которые он читал, были следующие: «Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец прямо стригущему его безгласен: тако не отверзает уст своих. Во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть? Яко вземлется от земли живот Его». Евнух сказал Филиппу: «Прошу тебя, скажи мне, о ком это говорит пророк? О себе или о ком другом?» Тогда Филипп, начав от этих слов писания, стал проповедовать ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: «Вот вода! Что препятствует мне креститься?» Филипп же отвечал ему: «Можно, если веруешь от всего сердца». И когда тот отвечал: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», оба они сошли с колесницы и пошли к воде, в которой Филипп и крестил евнуха. После того Дух Господень взял Филиппа, и он стал невидим, а евнух, исполненный радости, поехал своею дорогою.

41. Обращение Савла

Между тем, Савл, дыша угрозами и убийством, не довольствовался тем, что преследовал учеников Господних в Иерусалиме; он выпросил еще у первосвященника письменное повеление к синагогам иудейским в Дамаске, чтобы и там, кого найдет из последователей христианского учения, связывать и приводить в Иерусалим. Но на пути, недалеко от Дамаска, вдруг осиял его свет с небес, и он, падши на землю, слышит голос, говорящий ему: «Савл, Савл! За что ты Меня гонишь?» Когда же он вопросил: «Кто Ты, Господи?», то Господь сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Тогда Савл в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» Господь же говорит ему: «Встань и пойди в город, где тебе сказано будет, что надобно делать». Савл встал с земли и, открыв глаза, не мог ничего видеть. Тогда шедшие с ним взяли его под руки и повели его в Дамаск, где он провел три дня в посте и молитве. В Дамаске был тогда один ученик Господень, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: «Анания! Встань и пойди в улицу, называемую Прямою, и спроси в доме Иуды одного тарсянина, по имени Савла; ибо вот он молится и видит в видении человека, по имени Ананию, который вошел к нему и возложил на него руку, чтобы возвратить ему зрение». Анания же отвечал: «Господи! Я слышал от многих об этом человеке! Сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме, Он имеет власть от первосвященников и здесь вязать всех, призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Пойди, ибо этот человек есть мой избранный сосуд; он понесет Мое имя к народам и царям и сынам Израилевым. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Тогда Анания повиновался, вошел в дом и, возложив на Савла руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на дороге, которою ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа». И тотчас как бы чешуя спала с глаз его, и он стал видеть и, встав, крестился. С тех пор Савл начал проповедовать открыто и смело в Дамаске и Иерусалиме, что Иисус есть Сын Божий.

42. Сотник Корнелий

В Кесарии жил один римский сотник по имени Корнелий. Он был муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим; подавал много милостыни народу и усердно молился Богу. Раз среди дня ясно видел он видение Ангела Божия, который вошел к нему и сказал: «Корнелий! Молитвы твои и милостыни твои пришли на память Богу. Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, по прозванию Петра, который живет в доме одного кожевника Симона, близ моря. От него ты услышишь, как спастись тебе и всему твоему дому». Корнелий тотчас же позвал к себе двоих слуг и одного воина и, рассказав им все, послал их в Иоппию. Между тем, как они уже подходили к городу, Петр взошел на верх дома помолиться. Это было около полудня, и он, почувствовав голод, собирался обедать. Но пока приготовляли стол, он пришел в исступление, и вот видится ему небо отверстым и какой-то сосуд, как бы большая скатерть, привязанная за четыре угла, сходит с неба и опускается на землю. В том сосуде находились разные четвероногие животные, гады и птицы. При этом ему послышался голос: «Встань, Петр, заколи и ешь!» Петр отвечал: «Нет, Господи! Я никогда не ел ничего скверного и нечистого». Но голос говорит ему: «Что Бог очистил, того ты не почитай скверным». Это видение повторилось трижды, а затем сосуд был взят на небо. Между тем, как Петр недоумевал в себе, что бы означало это видение, у ворот его дома явились посланные от Корнелия. Дух же сказал Петру: «Вот три человека ищут тебя, встань, сойди вниз и пойди с ними, нимало не сомневаясь, ибо Я послал их». Петр сошел вниз и сказал людям тем: «Я тот, кого вы ищете! За каким делом пришли вы ко мне?» Когда они рассказали ему о видении Корнелия и передали просьбу его, то Петр, угостив их у себя в доме, на другой же день отправился с ними в путь, взяв с собою и некоторых братий из Иоппии. На следующий день пришли они в Кесарию. Корнелий уже ожидал их и созвал к себе родственников и друзей своих. При входе Петра Корнелий встретил его как посланника Божия и, падши к ногам его, поклонился ему, но Петр, подняв его, сказал: «Встань, ведь я такой же человек». Вошедши в дом и нашедши там большое собрание, он обратился ко всем и стал говорить так: «Вы знаете, что иудеям возбранено вступать в сообщество и обращаться с иноплеменниками, но мне Бог открыл, чтобы я ни одного человека не считал скверным или нечистым. Посему, будучи позван, беспрекословно пришел. Итак, скажите, за каким делом призвали вы меня?» Тут Корнелий подробно рассказал ему о своем видении и потом прибавил: «Вот теперь мы все предстоим перед Богом, готовые слушать все, что поведено тебе от Него». Тогда Петр отверз уста свои и сказал: «Поистине я познаю, что Бог не лицеприимен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». И затем начал проповедовать им Евангелие об Иисусе Христе. Еще Петр не кончил своей речи, как на всех слушавших слово его сошел Дух Святый. Верующие из иудеев, пришедшие с Петром, ужаснулись, видя, что и на язычников излился дар Святаго Духа, ибо слышали их говорящими и славящими Бога на разных языках. Тогда Петр сказал: «Кто же может возбранить креститься водою тем, которые так же, как и мы, получили Святаго Духа?» Посему он велел им тут же креститься во имя Господа Иисуса Христа и по просьбе их остался с ними еще несколько дней, утверждая их в вере.

43. Освобождение апостола Петра из темницы

Царь Ирод, воздвигнув гонение на христиан, казнил мечом Иакова, брата Иоаннова. Видя же, что это приятно иудеям, он схватил и Петра; но так как тогда был праздник Пасхи, то до времени посадил его в темницу под крепкую стражу, в той мысли, чтобы после праздника предать его смерти. Между тем, все иерусалимские христиане прилежно молились о нем Богу. И вот в ту самую ночь, когда Ирод хотел вывесть его на казнь и когда особенно стерегли Петра, так что он, скованный двумя цепями, спал между двумя воинами, а у дверей стояла стража, вдруг явился Ангел Господень, и свет осиял темницу. Разбудив Петра, Ангел сказал ему: «Встань скорее!», и цепи упали с рук его. Ангел же говорит ему: «Опояшься и обуйся!» Он сделал это. Потом Ангел приказывает: «Надень одежду твою и иди за мною!» Петр вышел и пошел за ним, не зная сам, было ли то наяву или все это видится ему во сне. Так прошли они одну стражу, прошли и другую; пришли к железным воротам, ведущим в город, и они сами собою растворились перед ними. Через ворота вступили они в город и прошли одну улицу, как вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр пришел в себя и сказал: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего избавить меня из рук Ирода».

Потом, подумав, отправился он к дому Марии, матери Иоанна, прозываемого Марком, где многие, собравшись, молились. Подошедши к дверям, Петр постучался, но служанка, вышедшая послушать, узнала голос Петра и от радости не отворила сеней, а, вбежав, уведомила, что Петр стоит у двери. Эта весть показалась всем такою странною, что они сказали ей: «В своем ли ты уме?» Когда же она утверждала, что говорит правду, то им пришло на мысль, не был ли то его Ангел. Между тем, как они в доме рассуждали об этом, Петр продолжал стучаться у дверей. Наконец ему отворили и, увидев его, все изумились. Тогда он, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы. Потом, попросив уведомить об этом Иакова и братьев, он вышел из дома Марии и пошел в другое место. По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога: никто не знал, куда девался Петр. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. 44. Апостол Павел в Листре Павел (который назывался сперва Савлом) был назначен Господом на проповедь язычникам. Первым местом его проповеди была Антиохия, где принявшие веру эллины стали первые называться христианами. Потом, проходя в сопровождении Варнавы Малую Азию с проповедью слова Божия, он пришел раз в Листру. Там был один человек, не владевший ногами от рождения. Между многими другими и он слушал проповедь Павла. Взглянув на него и заметив в нем веру, Павел обратился к нему и сказал громким голосом: «Тебе говорю я именем Господа Иисуса: встань на ноги прямо!» И он вскочил и стал ходить. Увидев это, народ поднял крик, говоря: «Боги в человеческом образе сошли к нам!» Жрец же идола Юпитерова, которого храм находился при входе в город, приведши к воротам волов и принесши венки, собирался уже с народом совершить в честь апостолов жертвоприношение. Услышав об этом, Варнава и Павел разодрали на себе одежды и, бросившись в толпу, кричали: «Братия! Что вы это делаете? Мы тоже люди, подобные вам, и проповедуем, чтобы вы от сих ложных богов обратились к Богу живому, Который сотворил небо и землю, море и все, что есть в них!» Этими и подобными словами едва уговорили они народ, чтобы он не приносил им жертвы Между тем пришли туда некоторые иудеи из Антиохии и Иконии и успели так возмутить народ против Павла, что его закидали камнями и почти замертво вытащили за город. Но когда собрались вокруг него ученики, то он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Там он, как в Листре, проповедовал Евангелие и между прочим обратил ко Христу одного юношу, по имени Тимофей, который имел у себя благочестивую мать и бабку, а потом с детства знал Священное Писание. Этот Тимофей сделался впоследствии времени ревностным учеником и спутником апостола Павла и, быв епископом Ефесской церкви, претерпел мученическую смерть. 45. Апостольский собор в Иерусалиме По возвращении апостола Павла в Антиохию пришли туда некоторые из обратившихся иудеев, которые стали смущать новокрещенных язычников, говоря им: «Вы не можете спастись, если не обрежетесь по обряду Моисееву». По этому случаю произошел у Павла и Варнавы большой спор с ними, так что положено было отправить некоторых по этому делу в Иерусалим к апостолам и пресвитерам. Павел и Варнава были в числе этих посланных. По прибытии их в Иерусалим апостолы и пресвитеры собрались для рассуждения об этом деле. По долгом разглагольствовании некоторых уверовавших из фарисейской секты встал апостол Петр и сказал: «Братия! Вы знаете, что давно уже Бог избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово евангельское и уверовали. И сердцеведец Бог дал им Свое свидетельство, даровав им Святаго Духа так же, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого ни отцы наши, ни мы не могли нести? Напротив того, мы веруем, что мы спасемся благодатью Господа Иисуса Христа, также как и они». Тогда все собрание умолкло и внимало повествованию Варнавы и Павла о чудесах, какие Бог совершил через них у язычников. Затем встал апостол Иаков и произнес речь, в которой выразил свое согласие с мнением Петра, подтвердив слово его свидетельствами из пророков, и в заключение предложил не отягчать обращающихся из язычества обрядовым законом Моисеевым, а только написал им, чтобы они удерживались от оскверненной кровью идольских жертв пищи, от блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Это мнение было принято всею Церковью, и апостолы с пресвитерами решили отправить к христианам из язычников послание, в котором они изложили мнение Иакова как постановление собора апостолов и всей Церкви, внушенное Святым Духом. По окончании этого собора Павел снова возвратился в Антиохию, где пробыл несколько времени и отправился снова на проповедь Евангелия, быв поручен братиями благодати Божией. 46. Обращение Лидии и темничного стража Когда Павел находился в Троаде, ему явился в видении один македонянин, который просил его, говоря: «Приди в Македонию и помоги нам». Павел тотчас же последовал этому призванию и пришел в город Филиппы. В одну субботу вышел он из города к реке, где иудеи имели свою молельную, и, седши, разговаривал там с некоторыми собравшимися вокруг него женщинами. Между прочими слушала его одна богобоязненная жена из города Фиатиры, по имени Лидия, торговавшая багряницею. Господь отверз сердце ее к принятию Евангелия, и она, крестившись со всеми своими домашними, упросила Павла с его спутниками поселиться у нее в доме. В том же городе Павел встретил одну прорицательницу и изгнал из нее духа прорицательного. За это ее господа, потерявшие через то свой доход, восстали на Павла и, схватив его, представили на судилище с доносом, что эти иудеи возмущают народ и вводят новое богослужение, которого римлянам принимать не следует. Судьи велели за это бить апостолов палками и, дав им много ударов, ввергли их в темницу. Но около полуночи, когда Павел и Сила молились и воспевали хвалу Богу, вдруг сделалось великое землетрясение, так что основание темницы поколебалось, отворились все двери и упали оковы со всех узников. Темничный страж, пробудившись и видя, что двери темницы отворены, вынул меч и хотел умертвить себя, ибо думал, что узники разбежались. Но Павел, закричав громко, сказал: «Не делай себе никакого зла, мы здесь все!» Тогда страж потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете пал к ногам апостолов. Потом, выведши их вон, сказал: «Государи мои! Что мне делать, дабы спастись?» На это они отвечали: «Веруй в Господа Иисуса Христа, тогда спасешься ты и домашние твои!» Тотчас же он взял их к себе в дом, омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его; затем приготовили стол, и он со всем домом своим возрадовался, что уверовал в Бога. Апостолы же на другое утро были торжественно освобождены и объявлены невинными.