Kniga Nr1353

Мы видели в первой части книги, что основатели организации иеговистов подходили к Слову Божию весьма произвольно и толковали пророческие события так, как им казалось правильно. Точно таким же образом они подходят к учению о Боге. Они не прочь использовать математические плюсы для объяснения учения о Боге. Если таким образом результат не тот, они готовы откровение Божье переистолковать по-своему.

Что касается Святой Троицы, то Сторожевая Башня настаивает, что если один плюс один и плюс один будет три (1+1+1=3), то это значит, что Отец и Сын, и Дух Святой не могут быть единым Богом. Мы не считаем, что объяснить Бога можно математикой, но раз свидетели Иеговы настолько умны, что так думают, то мы можем указать, что в математике есть не один закон. Поэтому, скорее всего к учению о Боге применим закон умножения. Если единицу умножить на единицу и еще раз на единицу, то в результате будет один, а не три (1х1х1=1). Закон умножения единиц - это закон их слияния воедино. Это как раз то, что имеют в виду сторонники Святой Троицы.

Слияние отдельных единых Божественных Лиц - Отца, Сына и Духа Святого - говорит об истине их единой Божественной сущности, как нераздельной Святой Троицы. Об этом свидетельствует Афанасьевский символ веры: "Посему, един Отец, а не три отца; един Сын, а не три сына; един Дух Святой, а не три святых духа. И в сей Троице нет первого или последнего, нет большего или меньшего, но три ипостаси одна другой всецело совечны и равны; так что по сказанному уже прежде, по всему должно воздавать поклонение Троице и Единице и Единице в Троице".

Хотя выше мы коснулись математики, для нас учение о триедином Боге не основано на законе цифр. Мы это сделали для того, чтобы ответить свидетелям Иеговы, что если они ссылаются на математику, то даже таким образом они не могут доказать свою правоту. Для нас учение о Святой Троице основано на Слове Божьем.

Есть ли в Ветхом Завете основание верить в Святую Троицу?

Обращаясь к Библейскому учению о Боге, мы коснемся вначале Ветхого Завета. Естественно, в объеме нашей книге мы не можем охватить весь курс систематического богословия, но постараемся дать столько данных, сколько практически нужно. Тем, которые пожелают изучить этот вопрос более обширно, мы советуем приобрести книги по систематичес-кому богословию или пройти соответствующий курс в Библейской школе или Семинарии. Мы знаем, что Библия есть Слово Божье, в которой есть две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Обе части дополняют друг друга. Учение Ветхого Завета получило исполнение и развитие в Новом, а учение Нового Завета коренится в Ветхом. Ветхий Завет говорит о единстве Божьем в контексте языческих политических верований, однако, в нем есть данные относительно отдельных Личностей Бога для того, чтобы в свете Нового Завета понять, что Бог триедин. Новый Завет открывает истину об отдельных Божественных Лицах - Отца, Сына и Духа Святого - и в то же самое время утверждает единую сущность триединого Бога. Так как эта истина составляет собой глубокую тайну бытия Божья, савеллиане впали в крайность, пытаясь доказать, что Бог един, но имеет три названия, которые соответствуют историческим временам: Бог Отец для Ветхозаветного времени, Бог Сын от рождения в Вифлееме до вознесения с горы Елеонской, и Бог Дух Святой для последующего периода. А свидетели Иеговы, по примеру ариан, впали в другую крайность, отвергнув Божество Сына и Духа Святого и стараясь доказать, что Сын есть создание Отца, а Дух Святой - Его безличная сила. Тот факт, что исторически существовали и существуют эти две крайности, говорит о том, что люди находили трудным согласиться с Библейским откровением о триедином Боге и поэтому шли либо в одну сторону от нее, либо в другую. Они его переистолковывали и упрощали, чтобы оно соответствовало их земному представлению, и не принимали так, как оно есть на самом деле. Как отмечалось, Ветхий Завет говорит о единстве Бога, и это, естественно, было необходимо. Бог избрал израильский народ и открылся ему в контексте политических верований. Халдея, откуда Господь призвал Авраама, а также Хананея и Египет, где жили израильтяне, были местами, где практиковалось идолопоклонство. Поэтому в контрасте с многобожием тех времен, Моисей и пророки призывали израильтян служить единому Богу Создателю. Мы читаем об этом: "Слушай Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть". (Втор. 6:4). Это подтверждается заповедями, данными на горе Сион: "Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх. 20:3-4). В Ветхом Завете многократно употребляется имя Божие, которое в синодальной Библии пишется "Иегова" (в еврейском языке, точнее, Ягве).