Kniga Nr1353

Общество Сторожевой Башни настаивает, что это означает только царственную форму речи. Обычно цари употребляют её для провозглашения своих намерений. Но факт, что Бог провозглашает Своё намерение не кому-то, а говорит Сам Себе, и Он есть Элохим (множ. Боги), - это соответствующий Новому Завету признак, что Он представляет Собой больше, чем одно Лицо. Поскольку у человека будет возможность общаться с Элохимом, и поскольку он важен для всех лиц Божества, в записи решения о его сотворении употребляются глаголы и местоимения в форме множественного числа.

В-третьих, Ветхий Завет дает понять, что у Бога должен быть Сын, Которого нужно чтить. В Притчах Соломона сказано: "Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в пригоршни свои? Кто завязал воду в одежду? Кто поставил все пределы земли? Какое имя ему? И какое имя сыну его? Знаешь ли? (Прит. 30:4). Ответом на первые вопросы будет, что Тот, Кто всё это делает и имеет Своё особое имя, есть Бог. Но евреям Ветхого Завета было трудно понять, что значит вопрос: "Какое имя сыну его?" Если сказать, что в каком-то смысле ангелы и люди - сыны Божьи, то почему спрашивается вопрос об имени одного, по-видимому, особого Сына? Неужели у единого Бога может быть Сын в отличие от всех сотворенных сыновей?

В Пс. 2 псалмопевец Давид также говорит о Сыне Божьем. Этот псалом цитируется в Новом Завете в Деян. 4:24-28 в прямом применении к Христу. Сын, о Котором говорит Давид, будет владычествовать над всеми народами. Все сильные земли должны служить Ему, чтить Его и уповать на Него. А в Пс. 109:1, который применил Христос к Себе в Новом Завете (Матф. 22:44), Давид говорит: "Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих". Христос спросил сначала книжников и фарисеев, кем для царя Давида есть Мессия-Христос? Когда они ответили, что Он его сын, Христос поставил их в тупик вторым вопросом: "Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?" В Пс. 109:1 буквально сказано так: "Сказал Иегова Адонаю моему", что в Матф. 22:44 по-гречески переведено так: ????? ?????? ?? ?????? ???…

Слово Адонай в еврейском языке значит Владыка. Оно часто применялось в отношении к Богу Иегове (Исх. 23:17; 34:23). Страшась произносить вслух имя Иегова, евреи вместо него произносили имя Адонай в отношении Бога. Но, согласно Пс. 109:1, есть еще один Адонай, Который восседает одесную Бога на небе. Кто же Он? По-видимому, Он особый Сын Божий, с Которым говорил Бог Отец перед сотворением человека: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему" (Быт. 1:26).

Подобным образом, в Быт. 3:22 Бог говорит: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас"; и в Ис. 6:8 Он говорит такие слова: "И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?" Пророческое слово о рождении Сына в Ветхозаветной книге пророка Исаии указывает на Его необычайные Божественные качества: "Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Ему имя Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его" (Ис. 9:6). Ни один ангел или архангел не может претендовать на такие права, кроме Единородного Сына Божья. Он есть и Бог крепкий, и Отец вечности. Выражение "Отец вечности" можно перевести так же, как "вечный Отец". Но это не значит, что Сын Божий - та же Личность, что и Отец, как учили савеллиане. Это значит, что в единстве вечного Сына с Богом Отцом, Сын Божий - такой же Бог в отношении вечности, каким есть Бог Отец. Еще одно пророчество Ис. 7:14 говорит, что "нарекут имя Ему: Еммануил" что по-еврейски значит "с нами Бог". В действительности, когда Он явился на землю, Он явился и пребывал, как Бог среди людей.

Ангел Господень в Ветхом Завете В Ветхом Завете говорится также о деятельности Божьей в образе особого Ангела Господня. Мы знаем из Св. Писания, что Бог создал ангелов, и слово ангел означает вестник. Однако в некоторых местах Ветхого Завета показано, что у Бога есть особый Ангел, который говорит и действует так, как будто Он Сам есть Господь. В свете Нового Завета, можно сказать, что, по всей вероятности, этим Ангелом Господним есть вторая Личность Святой Троицы. Мы обратим внимание на следующие примеры. В книге Бытие, в 16-й главе говорится о явлении Ангела Господня Агари, служанке Сарры. После того, как Агарь родила сына Аврааму, она стала презирать Сарру за её бесплодие. Сарра начала притеснять её, и Агарь убежала в пустыню. Там явился ей Ангел Господень и говорил с ней. Хотя в стихах 7, 9, 10 и 11 он назван Ангелом Господним, в стихе 10 всё же показано, что когда он говорит, это значит, говорит Сам Господь: "Умножая, умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества". (Это подобно тому, когда с Авраамом говорил Сам Господь, как записано в Быт. 17:2-7 - "И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя".) После того как описание разговора Ангела с Агарью заканчивается (Быт. 16:7-12), мы читаем: "И нарекла Агарь Господа, который говорил с ней, сим именем: Ты Бог видящий меня" (Быт. 16:13). И писатель книги Бытие, и Агарь признают, что говоривший с ней Ангел Господень, - Господь и Бог. Дальше, в 31-й главе книги Бытие мы находим, что Ангел Господень явился патриарху Иакову и говорил с ним во сне. Хотя в 11-м стихе сказано, что это был Ангел Божий, но когда Он говорит с Иаковом, Он говорит, как Бог и называет Себя Богом: "Я вижу все, что делает Лаван с тобою. Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где дал Мне обет". Получается, что этот Ангел - одновременно и вестник от Бога, и Сам Бог. В свете Нового Завета, это можно понять только так, как явление Сына Божия, Который отличен от Отца как Личность, но един с Ним в Божестве. В жизни патриарха Иакова был ещё один случай встречи с Ангелом Божиим, который на самом деле был Бог. Это описано в книге Бытие: "И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человека одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь об имени Моем? И благословил его там и нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл: ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя" (Быт. 32:24-30).