Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

О чем говорили нам Воскресные Евангельские чтения за последние недели? Они говорили нам о том, что мы должны быть совершенными, что нам нужно быть христианами, потому что всегда может наступить такой момент, когда Христос позовет нас и скажет: "Иди за мной!" Но как же мы пойдем за Ним, если мы будем в духовном расслаблении, если мы будем духовно слепы и не будем видеть Его обителей горних? И Христос спасает нас от этих состояний. Он дает нам Церковь Святую Свою. А Церковь Православная всегда напоминает нам то, что говорит Библия: как создан мир Божий, как жили первые люди, как совершилось падение. Адам не хотел идти от силы в силу, от благодати в благодать в общении с Богом, а захотел сам в себе иметь эту силу. И ушел... ушел в боковые пути человеческой жизни и поэтому лишился Древа Жизни. Но Господь, Милостивый, Бог Отец, дает нам Сына Своего, который воплотился от Пресвятой Девы, Который жил Евангельским Благовествованием и показал нам, как исполнить заповедь: Любви к Богу и ближнему.

В сегодняшнем послании Апостол Павел и показывает нам истинного, воскресшего Христа, Который приводит нас к Жизни Вечной. Ведь и сам Павел, будучи еще Савлом, тоже блуждал в поисках Правды. Ведь он тоже вначале искал земного Христа, который освободит Иудеев от власти Рима. Но когда он был на пути, чтобы гнать Церковь Божию, ему встретился Сам Христос, уж после Вознесения Своего, и тут Савл сделался Павлом. И, как мы слышали в сегодняшнем чтении, стал проповедником Воскресшего Христа. Он стал Новозаветным Человеком, который свершил, если можно так сказать, великую революцию в мире и превратил весь мир в искание Христа и стремление к жизни во Христе. С именем Апостола Павла связана вся Христова проповедь во всем мире. Вот когда Святая Церковь утвердила нас в том понимании, что мы идем к Вечному Бытию через земное странствование ко Христу, когда Святая Церковь обращается уже к нам и показывает: не ошибитесь. Один законник обратился ко Христу и спросил: "Что я сделаю, чтобы наследовать Царствие Божие?" (сегодняшнее Евангелие). А Христос сказал: "Исполняй заповеди". А когда этот законник сказал: "Я от детства исполнял заповеди", Христос увидел его непонимание истины и сказал: "Тогда раздай все, что ты имеешь и иди за мной". А этот человек имел много и надеялся на это "многое". Все окружающее для него было реально, и эта реальность давала ему как бы твердость в жизни. А то, что говорил Христос о будущей Жизни, для него было нереальным. И поэтому, когда Христос сказал ему: "Иди и раздай..." Он подумал: как же я раздам? А что же я тогда буду иметь? — А что же он хотел иметь? власть, силу... быть земным обладателем...

Апостол сегодня и говорит: "А что же земля? Ведь Христос ведет нас в Вечную Жизнь. Христос спасает нас путем земным. Бог дает людям способности и знания, это те разные пути, по которым люди проходят земную жизнь. Но в основе перед ними лежат Заповеди Блаженства: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны миротворцы, изгнанные, гонимые... Вот это все небесные пути... Вот что Святая Церковь ставит перед нами. Говоря нам о загробной жизни, о воскресении, не как о мысли, а как о действительной жизни и Апостола Павла, и всего нашего сонма Святых, показывает нам истину и показывает тот мираж, который кажется реальным, но если мы будем жить этой реальностью для того, чтобы стяжать земные блага, мы окажемся в пропасти, и все останется у нас здесь. Не будет того, что будет Христово. Так встанем же, братья, в тех призывах, которыми святая Церковь зовет нас в сегодняшний день: не оставляйте молитвы, не оставляйте поста, который дает сосредоточение и внимание, не оставьте и доброго сердца своего, которое стяжает вам и откровение от Господа, и ту радость духовной весны, которая утвердит вас в вечном бытие.

13-я Неделя, о виноградарях

"Трудно богатому войти в Царство Небесное", — сказал Христос ученикам. Если помните, еще в прошлое Воскресенье вот этим местом и заканчивалось благовествование Евангельское. Юноша подошел к Христу и спросил, что сделаю, чтобы получить Царствие Небесное? Господь ему тогда ответил: исполняй заповеди, А когда юноша сказал, что он это сделал, тогда Господь, видя его сердце, сказал: раздай то, что ты имеешь. А юноша был богат, и для него богатство было той силой, которая давало ему положение в обществе, и потому он, склонив голову, отошел. Вот Христос и говорит ученикам: "Истинно говорю вам, трудно богатому войти в Царство Небесное".

Как это? Почему? И вот, если возьмете сегодняшнее благовествование, то вы увидите, почему... Притча сегодняшнего дня говорит нам о том, как Господин насадил виноградник и послал в виноградник своих рабов, которые должны были обрабатывать этот виноградник, и давал им содержание для их жизни. Но рабам тем было так хорошо пребывать и трудиться в этом винограднике, что это место они стала чувствовать своим, и все то довольство, которое они могли иметь, и все то, что они могли иметь от винограда, который так обильно рос в винограднике, который им не принадлежал, они все больше и больше стали считать своим, и хозяин виноградника постепенно стал забываться. Хозяин давал им нужное для их содержания, для их жизни, но они это стали принимать как должное. У них было другое: они имели возможность пользоваться и виноградом и всей красотой этого земного блага, которое дает Господь человеку. Это их так захватило, что они совершенно забыли, или лучше сказать, не думали о том, что это все временно, и что пройдут годы, и наступит час, когда они должны будут уйти отсюда. И все то, что находится в винограднике, останется здесь, а они отойдут. А ведь от них требовалось другое: при возделывании виноградника они должны были возделывать и то, что дано человеку. А что же было дано человеку? У человека есть тело, которое требует пищи, питья, движения, покоя, то, что мы называем жизнью телесной. Но у человека есть и дух, который стремится всегда к идеалу. И как ни хороша будет жизнь земная, — а она может быть так хороша, что лучше и быть не может, лучше, как будто ничего и нет, — в сердце человека всегда будет копошиться что-то такое, что будет ненасытимо тем, что нас окружает. И будет появляться тоска, и совесть будет говорить ему, что он не то сделал, потому что Образ Божий есть в человеке, в его духе, а дух требует тоже жизни. По плоти виноградоделателям было хорошо, но по духу... Но духовную жизнь они исказили и жили по похоти. И этим было заглушено то, что есть совесть. Совесть была, но она была закрыта. И тут оправдалось то, что говорилось юноше: трудно войти в Царствие Небесное надеющемуся на богатство. Очи закрыты, совесть затемнена, внешне он пребывает в хорошем состоянии, а внутренне совесть его гложет и гложет. Ни надежды, ни утешения. И человек все пробует: вот поеду на какой-нибудь курорт, поеду путешествовать, создам для себя все удобства, устрою свою семейную жизнь, будут дети, буду наслаждаться... А тут, в лучшем случае подходит старость, в худшем случае, болезнь; вот когда наступают эти критические дни, то ничто не успокоит. Сколько ни будет красоты земной, сколько ни будет благ земных, — совесть будет терзать. Это то, что говорится в сегодняшней притче. Рабы и наследника убили, лишь бы не отказаться от довольства виноградником, но все равно наступило изгнание из виноградника. Куда? Это то, что мы называем страданием совести, которое ничем не утолишь. Тоска, тоска безысходная.

Вот сегодняшнее Евангелие как бы дополняет прошлонедельное Евангелие и говорит нам: Братья, смотрите, чтобы не случилось с вами так, что земная красота, в которой мы живем, не превратилась бы в тот приточный виноградник! На что нам этот виноградник, эти виллы, автомобили, если сердце будет разрываться? Начнем жить по Заповедям Блаженства, и тогда наше сердце наполнится миром, любовью, дыханием рая... и с этой полнотой сердца мы перейдем в вечную жизнь. А если мы не осознаем себя, то будем как Иудеи. Иудеи ждали Мессию, который должен был быть владыкою мира и всех покорить под начало иудейского ига, которое понималось талмудом. И они ждали этого Мессию. И когда явился Христос, Который имел все силы: и море укрощал, пятью хлебами пять тысяч насыщал, и болезни исцелял... Лучшего начальника для иудейского воинства в их тогдашнем понимании нельзя было найти. Не нужно было интендантства, не нужно было никаких запасов, никаких санитарных пунктов и лазаретов. Христос все мог сделать. И вот они ждали: как будет дальше. И Христос вошел на гору и в первый раз начал говорить публично: "Блажены нищие духом, блажены плачущие, блажены кроткие, блажены изгнанные..." Евреи ждали силы, могущества, а Христос говорил о нищете, кротости, страданиях. Конечно, евреи должны были отойти: Христос говорил о чем-то совсем другом, чем то, чего они ждали, не о том владычестве. Что если пойти по Его стопам? Что получится? — недоумевали они. А получится то, что нам то и нужно: будет мир сердечный, с которым и в этой жизни легко, и в вечную жизнь вступить не страшно. 14-я Неделя, о брачном пире "И рабы те, вышедши на дорогу, собрали всех тех, кого только нашли: и злых, и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь вошел, посмотрел на возлежащих и увидел там человека не в брачной одежде. И говорит ему: "Друже, как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: "Свяжите ему руки и ноги, и бросьте его во тьму кромешную. Там будет плач и скрежет зубов". Вот какое Евангелие на сегодняшний день предлагает нашему вниманию Святая Церковь: Евангелие о брачном пире. Вот и место это, где говорится, что собрались на трапезу и добрые, и злые. И когда вошел Господин, нашел тут человека не в брачной одежде. И за то, что он был не в брачной одежде, совершилось такое страшное наказание. Он был выброшен, связан и брошен место огненное. Для нас это может быть даже непонятным. Что же это такое? Господь ведь милостивый, милосердный... и вдруг такое страшное наказание. Здесь есть что-то такое, в чем нужно разобраться. А вот посмотрим. Если вы вспомните, братья, то Евангелие, которое читалось в позапрошлое воскресение, то вы вспомните и того благочестивого юношу, который подошел ко Господу и спросил Его, что сделать, чтобы войти в Царство Небесное. Господь ему сказал: исполняй заповеди. Он сказал, что он исполнил их. Но Господь, видя его душу, сказал: "Раздай все, что имеешь, и иди за Мною". Господь звал человека за Собою, но юноша этот был богат. У него было упование на это земное, на то, что окружает нас. И он, как-то, не понимал, что и в сию ночь душа могла отняться, перейти в вечное бытие. И с чем он ушел? Господь его звал для обновления, для того, чтобы из сердца его ушли все струпья, которые являются человеческими страстями. Господь звал... А он... А у него было богатство, которое напоминало ему, что земля эта как будто бы наша и является целью нашей жизни. Вот это все, что мы имеем: наши дома, наши виллы, наши автомобили, наши отношения друг с другом... И мы не замечаем того, как один за другим уходим. Итак, значит Евангелие позапрошлого воскресения показывает: не уповайте, не останавливайтесь в своих стремлениях на обладании тем, что есть земля, потому что в сию же ночь может раскрыться для нас вечное бытие. Земля дана нам только как средство для получения того, что должно быть в душе человека. А душа наша должна быть напоена, как бы пропитана Заповедями Блаженства. Вот и второе воскресение, прошлое. В Евангельском чтении говорилось о виноградоделателях. Господь сотворил виноградник, давал им содержание за то, что они работали. Содержание это состояло из всего, что было необходимо для их жизни. А они, так же, как и юноша, приняли в свое сердце что этот виноградник их богатство, им принадлежащее. Этот самый виноградник, который им служил только как средство для того, что есть благость сердца, стал для них предметом соблазна: они решили пользоваться им как своим, и поэтому они отгоняли все те симптомы, которые говорили им, что это ведь не ваше, это же Господина, и вы должны делать то, что Господин требовал от вас: обрабатывать виноградник, вы получали бы в свое сердце то добро, с которым вы ушли бы из этого виноградника, ушли бы в то гораздо лучшее и большее, что уготовал для вас Господин. Но они не послушались этих симптомов. Виноградник оказался для них таким же соблазном, как для нас земля, на которой нам кажется все, что нам нужно: на ней мы строим наши виллы, а около этих вилл лежат Лазари — нищие, тут же и вдовы, тут же несчастные дети, которых нужно воспитать... Но мы этим не занимаемся. Мы занимаемся своими нарядами, своими трапезами... теми делами, которые здесь останутся. И человек уходит в вечную жизнь голым, без доброделания...