Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII – ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном

Стих 7. Не может мир ненавидети вас..., как своих друзей и единомышленников; поэтому вы и идете к нему. Миром называет здесь иудеев, думающих о мирском.

Стих 7... Мене же ненавидит, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть.2 Мне же он враждебен, потому что Я показываю, что дела его злы; поэтому Я и не иду теперь к нему, чтобы быть убитым, а тогда пойду, когда настанет время. Этим Иисус Христос показывает, что иудеи особенно ненавидели Его за обличение, хотя сами они говорили, что ненавидят Его, потому что Он нарушает закон и противится Богу, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равен Ся творя Богу (Ин. 5, 18). Обрати только внимание на то, как кротко перенес Спаситель злоумышленный совет братьев. Но не так поступаем мы, а тотчас же сердимся, негодуем и всевозможными средствами мстим таким людям. Каким же образом мы будем учениками Его?

Стих 8. Вы взыдите в праздник сей...3 – вышеупомянутый праздник поставления кущей; вы – друзья иудеев, не видящие для себя никакой опасности.

Стих 8... Аз не (ουπω) взыду в праздник сей...4 Не сказал: «Я не пойду»,- но: «Я еще не пойду», – т.е. не пойду теперь, потому что теперь кипит и в полной силе может обнаружиться гнев иудеев; а подвергать себя очевидной опасности свойственно безрассудной дерзости.

Стих 8... Яко время Мое не у исполнися...,5 время жизни Моей на земле. Хотя Иисус Христос знал, что будет распят во время следующей Пасхи, однако Ему еще должно было творить чудеса, учить и многих привлечь к вере. Итак, слова эти свидетельствуют не о робости, а о премудром смотрении: если бы Иисус Христос пошел тогда в Иудею, то, конечно, там схватили бы убить Его; и если бы схваченный как человек, Он был убит, то это обстоятельство воспрепятствовало бы тому, что Он имел еще сказать и сделать, а если бы как Бог не был схвачен, но уклонился, то не поверили бы Его вочеловечению. Поэтому-то Иисус Христос и располагает премудро время.

Стихи 9-10. Сия рек им, оста в Галилеи. Егда же взыдоша братия Его в праздник, тогда и Сам взыде.6. Не пошел с ними по вышеуказанной причине и чтобы они не открыли Его иудеям; но после, когда гнев их начал останавливаться, Он пошел для того, чтобы упрекающие Его в робости знали, что это не робость, но мудрая предусмотрительность.

Стих 10... Не яве, но яко тай,7 как будто скрыто; Он все еще уклонялся, ожидая пока совершенно смягчится гнев, а также, чтобы не узнали даже братья.

Стих 11. Жидове же искаху Его в праздник...8 Прекрасны же дела их в праздничные дни, в которых они видели удобный случай к убийству. Однако, вознамерившись убить во время праздника Иисуса Христа, Который, по их предположению, мог прийти вследствие большого народного собрания, они ошиблись, так как не находили Его. Стих 11… И глаголаху: где есть Он? Из ненависти не желают даже назвать Его по имени; но вместе с тем речь эта указывает на некоторое смягчение гнева. Стих 12. И ропот мног бе о Нем в народех...1 – возмущение, спор. Стих 12... Овии глаголаху, яко благ есть...,2 т.е. люди с неиспорченным сердцем. Стих 12... Инии же глаголаху: ни, но льстит народы (κοσμον)...3 испорченные. Миром (κοσμος) назвали людей. Стих 13. Никтоже убо яве глаголаше о Нем, страха ради иудейского.4 Никто из говоривших, что Он добр, не говорил этого о Нем открыто, т.е. вслух, боясь начальников. Стих 14. Абие же в преполовение праздника взыде Иисус во церковь и учаше.5 Вошел, когда узнал, что гнев их смягчен, и учил, показывая свою неустрашимость. В преполовение праздника постановления кущей, т.е. в четвертый день, так как праздновали его семь дней.