Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII – ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном

Стих 19... Что Мене ищете убити?3 Если закон говорит; не убий, – то как же вы стараетесь убить Меня, не соблюдая закона, не почитая Моисея, который дал вам его? Бесстыдно нарушающим закон обвинять другого в нарушении закона.

Стих 20. Отвеща народ и рече: беса ли имаши; кто тебе ищет убити?4 Это говорит народ, желая угодить начальникам, и бесчестить стоящего выше всякой чести, чтобы почтить достойных всякого бесчестия начальников. Народ отрицается от желания убить Иисуса Христа как по ненависти к Нему, так и для того, чтобы, никем не охраняемый, Он легче мог быть схвачен злоумышленниками (Зная, что они бесстыдны и опять приходят в гнев, Иисус Христос оставляет уже больше обличать их, чтобы они не сделались еще бесстыднее; Он не желал постоянно воспламенять в них гнев. Далее начинает защиту относительно субботы).

Стих 21. Отвеща Иисус и рече им: едино дело сотворих, и вси дивитеся.5 Единым делом называет исцеление в субботу 38-летнего расслабленного, о котором повествуется в пятой главе. И вси дивитеся, т.е. смущаетесь, тревожитесь; это были те, которые в то время неистовствовали и, начиная с того времени, искали убить Его. Далее Иисус Христос сказал, что Моисей даде обрезание, и они обрезают в субботу, когда восьмой день дитяти придется на субботу; и потом делает такое заключение; если человек обрезывается в субботу (а обрезание есть дело), то почему же вы обвиняете Моисея, который заповедал дело в субботу?

Стих 22. Сего ради Моисей даде вам обрезание, не яко от Моисея есть, но от отец: и в субботу обрезаете человека.6 Слова; сего ради – не имеют здесь причинного значения, а поставлены просто по еврейскому обыкновению. Итак, Иисус Христос говорит, что Моисей даде вам обрезание ...и в субботу обрезаете человека, а все средние слова Он поставил для того, чтобы показать, что хотя и Моисей передал обрезание, но оно древнее его. Он сказал: не яко от Моисея есть, т.е. Моисей передал вам обрезание, не как получившее начало из его законодательства, не как начавшееся с того времени, но от отцов, именно Авраама, так как ему первому оно было заповедано; и хотя оно кажется заимствованным уже (в законодательство), однако становится важнее субботы.

Стих 23. Аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов, на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу?...1 – чтобы не был нарушен закон Моисея об обрезании. Назвал его законом Моисея, как переданный им, как мы сказали. Итак, Иисус Христос говорит: аще обрезание приемлет человек в субботу, на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих, между тем как вы не негодовали на Моисея, который прежде Меня повелел совершать обрезание в субботу? Сказал всего человека, потому что Он исцелил все расслабленное его тело, или же этим показал, что Он исцелил не только тело, но и душу его.

Стих 24. Не судите на лица...2 Не судите лицеприятно, освобождая от вины его, как великого у вас и славного, а Меня, как уничиженного и бесславного, обвиняя.

Стих 24... Но праведный суд судите, взирая не на лица, а на дела; или иначе: обрезание было знаком только еврея, а совершенное Мною дело есть полное исцеление всякого человека, Мною запечатленного.

Стихи 25-26. Глаголаху убо нецыи от Иерусалимлян: не Сей ли есть, Егоже ищут убити? И се, не обинуяся глаголет, и ничесоже Ему не глаголют,3 так как Он заставил их замолчать. Стих 26... Еда како разумеша князи, яко Сей есть Христос?4 В народе были тогда и начальники. Стих 27. Но сего вемы, откуду есть: Христос же егда приидет, никтоже весть, откуду будет.5 Но начальники ваши на вопрос Ирода: «Где Христос родится», – сказали: в Вифлееме Иудейстем (Мф. 2, 5), и привели даже пророчество, указывающее на это; каким же образом вы болтаете, говоря, что Христос егда приидет, никтоже весть, откуду будет? Кроме того, если вы знаете это, откуда Он, то каким же образом некоторые говорят, что сего не вемы, откуду есть (Ин. 9, 29)? Этого не понимает злоба, сама себе противоречащая и явно лгущая, так как она есть некоторого рода опьянение души. Если бы кто-либо слово откуду понимал не о месте и отечестве, а о роде и отце, то мог бы сказать, что они говорили: мы знаем его род и отца, т.е. Иосифа, как думали; но род Иисуса Христа и Отца Его никто не знает, так как это не подлежит знанию. Стих 28. Воззва убо в церкви уча Иисус и глаголя: и Мене весте, и весте, откуду есмь...6 Возгласил, чтобы пристыдить их, как действующих со злым намерением, и чтобы открыть все то, о чем они говорили между собой тайно. Говорит: и Мене весте, что Я Бог, и весте, откуду есмь, именно – от Бога Отца, хотя вы притворно говорите, что знаете, что Я от Иосифа. А знали они Иисуса Христа, как Он Сам говорил, из свидетельства Иоанна: ин есть свидетельствуяй о Мне (Ин. 5, 32), – из дел Его, о которых Он сказал: та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне (ст. 36), – и из Писаний, о которых подобным же образом сказал: и та суть свидетелствующая о Мне (ст. 39). Но почему же в одиннадцатой главе (27 ст.) Евангелия от Матфея Иисус Христос сказал: никтоже знает Сына, токмо Отец? Потому что это Он сказал о природе Своего Божества, а то просто о знании того, что Он есть Бог и Сын Божий. Стих 28... И о Себе не приидох...7 И это, говорит, вы знаете; этому научают вас вышеуказанные свидетельства, и особенно – то, что Я не ищу славы Своей, но славы Пославшего Меня (Ин. 7, 18). Стих 28... Но есть истинен Пославый Мя...1 Отец и Бог, Который послал Меня, как обещал через пророков; а если истинен Пославший, то, конечно, истинен и Посланный, будучи одной и той же природы. Стих 28... Егоже вы не весте.2 так как вы отреклись от Него своими делами; и Апостол говорит: Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его (Тит. 1, 16).3