Зачем нужен духовник?

Предисловие

Можно ли быть верующим православным человеком в современном мире? Как научиться жить по-христиански? С чего начать свой путь к Богу и Церкви? У человека, серьезно задумавшегося о смысле своей жизни, неизбежно возникает множество вопросов, и ответы на них он ищет не только в храме, но и в книгах, в периодической печати, даже в Интернете. Думается, это не совсем верно: нельзя научиться духовной жизни «на расстоянии» или проводить ее теоретически, не участвуя в богослужении и таинствах Церкви. Но вот дать такому человеку верное направление, помочь ему разобраться, что же главное в церковной жизни, на что стоит обратить особое внимание в храме и в окружающем мире,- дело вполне реальное. Не менее важно стараться отвечать и на те вопросы, которые обязательно возникают у человека церковного по мере его «взросления». Именно такие задачи ставит перед собой редакция журнала «Православие и современность» и одноименного Интернет-портала. Вопросы о том, зачем нужен духовник, как его найти, в какой мере слушаться, какие сложности возникают во взаимоотношениях с духовником, - из числа самых важных, основополагающих в духовной жизни. Можно даже сказать, что для новоначального христианина необходим курс «техники духовной безопасности», чтобы научиться умению отличать истинных пастырей от лжестарцев, которых сегодня немало (возникло даже такое понятие, как «младо старчество»). По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16),- сказал Господь. «Плоды» безответственного или неправильно понятого «духовного руководства», к сожалению, бывают печальными: сломанные судьбы, разбитые семьи, утрата веры… И, наоборот, многих ошибок избегает тот, кому посчастливилось встретить рассудительного духовника: он способен научить своих пасомых жизни во Хрис те, потому что и сам живет в согласии с волей Божией. Надеемся, что в нашем сборнике вы найдете ответы на самые распространенные вопросы о проблемах духовничества. Но если есть еще что-то, волнующее вас в связи с данной темой и чего не коснулись авторы сборника, спрашивайте: мы ждем вас в разделах «Вопрос Архиерею» и «Вопрос священнику» портала «Православие и современность» (www.eparhia-saratov.ru).

Архимандрит Алексий (Поликарпов). Прежде всего нужно быть сыном или дщерью Церкви

Духовник и духовное чадо - порой эти взаимоотношения складываются весьма непросто. Какую роль играет духовное руководство в жизни каждого христианина и каждый ли священник может стать духовником? Какова мера доверия духовного чада своему наставнику и мера ответственности пастыря перед пасомым? Существуют ли правила духовного окормления, следуя которым можно избежать «подводных камней» во взаимоотношениях духовника со своим чадом? И можно ли на трудном пути ко спасению вообще обойтись без наставника? На эти и другие вопросы отвечает известный духовник, наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов). - Отец Алексий, какое можно было бы дать определение понятию «духовник»? Каково его значение в духовной жизни христианина? - Обычно духовник - это священник, который советует, наставляет христианина на пути спасения. Он может просто совершить Таинство исповеди: исповедовался человек, Господь явил благодать Свою - простились ему грехи,- и они разошлись и, возможно, никогда больше и не встретятся друг с другом. Но может и такое быть, что священник исповедует его не один раз, а регулярно и всю жизнь, или даже является духовным руководителем… - А чем отличается роль духовного отца, духовного руководителя от роли духовника? - И тот, и другой - «отец». Но духовный руководитель - это священник, который ведет человека по жизни, ведет через свое доброе наставничество. А совершается оно прежде всего через духовное послушание этого человека своему пастырю. Вот в этом случае он уже является духовным руководителем - духовным отцом. Часто сейчас высказывается мысль - в качестве доброго совета - о том, что каждый христианин непременно должен иметь своего духовника, должен обязательно быть руководим кем-то. Но это очень тонкий вопрос, и к нему нужно подходить очень осторожно. Например, нередки случаи, когда руководить людей ко спасению берутся священники неопытные, когда вместо доброго плода рождается злой - тяжелые ошибки, которые могут серьезно повредить душам пасомых. А, с другой стороны, можно столкнуться с людьми, которые с некоторым тщеславием, гордясь говорят о том, что «у нас такой-то духовник с таким-то именем, а мы-де его духовные чада». Звучит-то это, может быть, и красиво, но сумеют ли они, так превозносясь общением с опытным наставником,извлечь духовную пользу из этого общения. Ведь суть не в громких именах наставников, а в самой жизни и поступках наставляемых. Мне запомнились слова отца Андроника, глинского схиархимандрита, завершившего свой земной путь в Тбилиси. Он говорил: «Кто меня слушается, тот и мое чадо». Святые отцы говорят, что, задав духовнику какой-то вопрос и получив на него ответ, нужно непременно исполнить то, что он скажет,- исполнить данное благословение. Но мы не всегда готовы к этому, потому что не всегда ищем воли Божией, не всегда готовы иметь послушание. Иногда человек «просто» вопрошает. Им может двигать любопытство, или тщеславие, или еще что-то, но в таких случаях говорить, что человек имеет духовное окормление, конечно, нельзя. - А послушание - это обязательное условие духовного окормления или без послушания нет окормления? - Принцип духовной жизни таков: если к окормлению готовы и вопрошающий, и тот, кто отвечает,- то да, послушание - обязательное условие духовного окормления. Но мы знаем о подобном духовном делании, о таких «высоких материях», в основном, из книг о древнем подвижничестве: читаем все много, особенно сейчас, когда, слава Богу, появилось большое количество духовной литературы. И, прочитав, иногда пытаемся подражать подвижникам, но получается не всегда умело. А ведь в каких-то случаях и не нужно этого делать. Например, взаимоотношения «духовник - чадо». В нынешние времена священник не может взять на себя руководство человеком в такой степени, как это было, допустим, в древних монастырях, когда ученик жил при старце и каждое слово, каждое движение согласовывались, каждый помысел исповедовался. И если мы стараемся применить это в нашей жизни, то выходит подчас неуклюже, неловко, да и далеко не всегда полезно. А что практически возможно для нас: духовник дает какие-то общие советы - для назидания и даже не всегда, может быть, для исполнения; он может предлагать их в форме рекомендации, а чадо эти советы сопоставляет со своими жизненными обстоятельствами и, прилагая и свой духовный опыт и, как учат святые отцы, обязательно согласовывая все услышанное (да и всю свою духовную жизнь вообще) с Евангелием, смотрит, насколько для него этот совет выполним. И еще одно замечание: очень важно, чтобы и пастырь, и пасомый руководствовались любовью и искренним добрым расположением друг к другу. Очень интересны в этом отношении письма отца Иоанна (Крестьянкина). Сейчас, благодаря публикуемой переписке, он для всех нас раскрывается еще больше - и для тех, кто знал его лично, и для тех, кто только слышал о нем, и даже для тех, кто лишь после его смерти познакомился с ним через книги и стал пользоваться его советами и наставлениями. И вот что надо отметить: его письма носят очень трезвый характер, в них нет никакой восторженности, но, напротив, весьма здравое отношение ко всему. Если, положим, молодой человек (юноша или девушка) хочет стать монахом, жить в монастыре, то отец Иоанн, одобряя его стремление, тем не менее говорит и о том, что оно должно быть здраво, взвешенно. И к тому же еще добавляет, что обязательно надо учитывать, как относятся к такому намерению его родители. Мы подчас упускаем именно этот аспект: а как на подобный жизненный поворот реагирует семья? Особенно часто такие неожиданности случаются с людьми, которые обратились к вере недавно и считают, что идут вослед Христу, и причем на домашних своих - в худшем случае - смотрят как на врагов: «и враги человеку - домашние его» (Мф. 10, 36), а в лучшем - считают, что к их мнению прислушиваться необязательно. - А мнение родителей необходимо учитывать, даже если они неверующие или нецерковные люди, не способные понять душевный порыв своего детища? - Да, мы обязаны к ним прислушиваться, не должны через них «перешагивать» и этим поможем им, может, и не сразу, а через какое-то время принять и это смелое и неординарное для них решение. Если мы христиане, то через нас имя Божие должно прославляться, а не хулиться. Поэтому невозможно допустить, чтобы родители стали жертвами на духовном пути своих детей. Это, конечно, было бы совсем неверно. Ведь они, как правило, люди, пережившие годы атеизма, которые чаще всего со временем приходят ко Христу, к Церкви и видят, что выбор, который делали их дети, был оправданным, хотя, к сожалению, иногда бывает и по-другому. И возвращаясь к теме, скажу: взаимоотношения с духовником тоже должны выстраиваться на трезвой основе. Если я готов принимать то, что мне скажет батюшка, готов исполнять его советы, тогда - Господи, благослови. Тогда и Бог будет посреди нас. А если я буду спрашивать благословения на свои необдуманные поступки или на ревность не по разуму, а потом говорить, что «меня так благословили и почему-то вдруг не получилось», то к кому в этом случае претензии: к себе, к духовнику, к Богу? Наверное, к себе… - На что же брать благословение? Одни считают правильным спрашивать священников о каждом своем действии, а другие очень редко приходят даже с какими-то серьезными жизненными вопросами. - В принципе, повторю, если бы возможна была жизнь по подобию древних монастырей, то можно было бы на все брать благословение. На стакан воды, на то, чтобы сделать лишний поклон… - Возможна ли такая степень послушания для кого-то в наше время? - Я думаю, что сейчас - нет. Это практически невозможно. Конечно, остается отеческое выражение: «Будет послушник, найдется и старец», но все же условия жизни у нас совсем другие. Во-первых, есть ли такие старцы, которые могли бы взять на себя такое руководство? Когда у отца Кирилла[1] спрашивали, есть ли теперь старцы, батюшка шутил, что «есть старики, а старцев нет». Во-вторых, готовы ли мы исполнять беспрекословно все, что нам скажут? Ведь что часто получается: одни пытаются в точно сти, слепо, следовать тому, что прочтут в книгах о послушании, а другие просто отметают все: «Это не для нас, потому что в наше время невозможно». И первое, и второе - заблуждение. - А отвечает ли духовник за свое духовное чадо? - Он отвечает за свои благословения. Бывают разные случаи, к примеру, когда кто-то осмелится дать благословение человеку уйти из семьи или так «развернуть» свои домашние дела, что они выстраиваются под непредвиденным «углом» и приводят к неожиданным, драматиче ским последствиям. Но тут, конечно, человек должен сам постараться оценить свою позицию: сможет ли он это исполнить, нужно ли ему это исполнять, будет ли это к пользе и ко спасению его самого и близких. В этой связи замечу: сейчас много говорят о младостарчестве, когда молодые, совершенно неопытные священники берутся руководить людьми; но они, наверное, все же движимы искренней ревностью. Может быть, у них бывают какие-то ошибки, но они, конечно, хотят, чтобы спаслись все те люди, которые к ним приходят. Господи, благослови и умудри всех в деле спасения… - К вопросу о младостарчестве, даже не столько о младостарчестве, сколько об ошибках молодых пастырей: каковы они, например, в окормлении? - Порой благословляют на то, что невозможно подъять человеку, дают бремя, которое он не может понести. Например, тяжелую епитимью, которая неисполнима. Но ведь епитимья является лишь напоминанием о грехах, это некое благочестивое упражнение: когда человек его исполняет, то всякий раз приводит на память свои грехи и приносит в них покаяние. Епитимья не является наказанием. Ну и, естест венно, она должна даваться в соответствии с духовным уровнем развития. Если человек впервые переступил церковный порог, пришел первый раз на исповедь, то вряд ли стоит давать ему епитимью - множество поклонов или множество канонов, когда он, в лучшем случае, только еще научился креститься и хорошо, если знает несколько молитв, а может, и того нет. Вообще, следует соответственно духовному уровню человека давать такое благочестивое упражнение, которое продвигало бы его вперед, не останавливало, не приводило в уныние, а помогало бы встать на путь покаяния, на путь христианской жизни. Одна из опаснейших ошибок духовников - это то, что они иногда приводят к себе, а не ко Христу… - Если же отношения между духовником и чадом уже сложились, то какие могут быть «подводные камни» в данном случае? - Обиды могут быть. Люди могут обижаться, что им мало внимания уделяют, особенно женщины: Тане вот уделили внимание, а Мане - нет, ревность какая-то может быть, ревность неразумная, потому что мы иногда не снисходим друг к другу… - А какое основание может иметь под собою эта ревность? - Основание? Немощь. И прежде всего немощь наша собственная. Даже если я, допустим, обижен, и, как мне кажется, несправедливо (обижаемся-то на что? - на то, что представляется несправедливым по отношению к нам, а значит, причина обиды - наши страсти и самолюбие), надо всегда сознавать и помнить, что мы идем ко Христу, а не к человеку. Мы приходим к Богу, Ему приносим свое покаяние. Мы приходим к духовнику, открываем ему свою душу, а тот, помолившись, принимает решение, которое возвещает ему Господь, и нам его сообщает. Если мы принимаем сказанное им как волю Божию, то должны это выполнить. Но бывает и так, что считаем его слова несправедливыми, и отсюда рождается обида и претензии лично к батюшке. Конечно, это надо тут же исповедовать. В таких случаях люди спрашивают: «А что, если я поменяю духовника?». Но тогда надо рассудить, зачем я это делаю. Если я даже и уйду к другому священнику и по-прежнему буду обижаться и укорять кого-то, а не себя, то будет ли от этого польза? Конечно, нет. Лучше всего при подобном искушении, помолившись, открыть своему духовнику все, что есть на сердце, и уже только после этого, если нужно, принимать окончательное решение. Вполне возможно, искушение уйдет: частая и искренняя исповедь уврачует эту рану. Например, одна женщина говорила (это было в Лавре, где много духовников): «Вот сегодня, чувствую, что мне надо идти на исповедь к отцу Иоанну, завтра я пойду к отцу Стефану, послезавтра - к отцу Петру…». Такое рассуждение, конечно, не верно. Чем она руководствовалась? Тем, что каждый скажет ей по сердцу ее? Это неправильно. - Можно ли описать «идеальные» взаимоотношения между духовником и его чадом, которые возможны в наше время, при наших условиях? - Есть понятие евангельского отца (матери) - это когда при пострижении в монашество духовник - священник либо старец (старица) - «принимает» постригаемого (постригаемую). И во время совершения пострига есть такой момент (во всяком случае, есть такой обычай в обителях): на Евангелие кладется рука старца, который воспринимает будущего инока, сверху - рука новопостригаемого, и священнослужитель, совершающий постриг, обращаясь к старцу-духовнику, говорит: «Се вручаю тебе пред Богом новоначального» (это означает, что он будет с этого момента отвечать за него пред Богом на Страшном суде). А новопостриженному говорит: «Повинуйся старцу, яко Христови». Вот это и есть понятие «идеальных взаимоотношений». На приходе же, в обычном храме, мирян-чад и священников-духовников связывают узы взаимного расположения, а оно уже рождает послушание - вот такое взаимное согласие и является спасительным. Если по какой-то причине человек решает, что не может окормляться у этого священника, то нельзя уходить со стесненным серд цем и мрачными чувствами. В этом случае лучше объясниться, чтобы после расставания, встретившись потом случайно, можно было поздороваться и мирянин мог бы взять благословение у священника, а не обходить его стороной, помня горький момент разрыва и предшествующие ему сложности, что для обоих тяжело и, конечно, не по-хрис тиански. - А кто может стать духовником? - У нас в Русской Православной Церкви в большинстве случаев духовником становится каждый священник, служащий на приходе и имеющий право исповедовать. У него появляется постепенно и своя паства, приходящая к нему уже как к своему духовному отцу. В Греческой Церкви, насколько знаю, не все, а определенные священники назначаются духовниками. - Может ли быть духовным наставником кто-то помимо священника, например, просто более опытный в духовной жизни человек? - Да, может быть, но это уже не буквально - «духовный отец», а скорее, духовный брат или - есть такое понятие - духовная мать. Причем такое окормление-советование возможно не только в монастырях, но и в миру. Ведь если это все здраво и трезво, если человек от опыта своего духовного говорит, то почему бы его не послушать и не воспользоваться его духовной практикой… Но все-таки нельзя провести полную аналогию между ним и духовным отцом. - Есть ли какие-то качества, которые могут воспрепятствовать священнику стать пастырем? - Об этом ему прежде всего должна сказать его совесть. Если он имеет что-то на совести, какие-то отрицательные обстоятельства в своей жизни, или неприемлемые для такого служения черты характера, черты духовного облика… Но все же непригодность к пастырству определяет священноначалие. А русский народ всегда любил и любит своих батюшек и готов им все простить. - А в каком случае необходима смена духовника? - Если нет пользы для души. Но, наверное, надо смотреть в каждом конкретном случае. Если возникла необходимость расстаться со своим пастырем, то лучше, конечно, посоветоваться об этом с более опытным, со старшим. Уверен, что любой священник, когда к нему придут со стенаниями и воплями и скажут: «Батюшка, я чувствую, что не получаю от вашего руководства пользы, хочу куда-то пойти, у кого-то спросить», скажет: «Конечно, надо посоветоваться, как быть дальше». - Можно ли иметь полноценную духовную жизнь, ведущую ко спасению, без духовника? - По большому счету, наличие духовного руководителя - это же не залог спасения. Можно и жить около духовника и в то же время ничего не приобрести. Можно брать на все благословение и в то же время руководствоваться своей волей, потому что зачастую мы приходим услышать не Божию волю, а благословение на свое решение, на свои желания. Возможно и такое. А если человек исполняет заповеди Божии, живет по-хрис тиански, очищает покаянием свою совесть, то это не значит, что он сам себе полно стью руководитель и сам себя милует, прощает и наказывает. Конечно, нет. Поэтому и без духовника человек может спастись, конечно. - Что делать, если человек ищет духовного руководства и не находит? Как вообще найти духовника - не для какого-то абстрактного человека, а для себя? - Я думаю, что могут быть разные пути. Если человек живет в каком-то месте: в небольшом городке, селе, деревне, где один священник, и при этом у него нет возможности куда-то еще пойти, поехать и встретить другого батюшку, тогда только так - сказать себе в смиренном и простом сердце: «Господи, благослови!» - и принять местного священника как своего духовника. Например, раньше, в дореволюционной России, велись записи, кто когда говел, когда исповедовался, причащался. Приходы были упорядочены, человек мог только в своем приходе подходить к Таинствам; в соседнем приходе были свои прихожане. Ну а сейчас в этом вопросе полная свобода и есть возможность выбрать духовника по своему сердцу. Просто надо помолиться, и Господь откроет, к кому расположиться. - А что делать, если человек так и не смог найти духовника? - Пусть ходит в Церковь, исповедуется, причащается,- и Господь, конечно, его не оставит. Прежде всего нужно быть сыном или дщерью Церкви - вот это самое главное, а остальное уже Господь приложит. - Отец Алексий, что бы вы посоветовали молодым пастырям, только начинающим свое служение? - Я не могу пастырям советовать: я над ними не пастырь, им советуют их архипастыри… А всем нам, грешным,- людям, которые хотят очистить свою душу,- посоветую чаще приходить на исповедь с сердцем сокрушенным и смиренным. И если ощутим в себе грехи, умножившиеся, как песок морской, и если искренне будем каяться в них, вот тогда и сможем сказать, что мы на правильном пути. Беседовала Татьяна Бышовец Имеется в виду архимандрит Кирилл (Павлов), бывший духовник Троице-Сергиевой Лавры.^

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Дать возможность действовать Богу

Первое, о чем следует сказать, отвечая на вопрос, зачем нужен духовник,- христианству невозможно научить теоретически. Настоящее христианское отношение к жизни передается от человека к человеку с апостольских времен. А сами апостолы были со Христом, они восприняли во всей полноте евангельские истины благодаря тому, что Он учил их не только словом, но и самой Своей жизнью. Научение, наставление личным примером стало основой монашества, которое в свою очередь можно назвать фундаментом Церкви, но оно очень характерно и для христианства в целом. Каждый из тех, кто желает прийти к Богу, в идеале должен встретить человека, уже идущего по тому же пути, и в своей жизни руководствоваться его примером. Есть такое древнее церковнославянское выражение: «другдругоприимательно». Оно очень точно выражает суть такого сов местного движения. И когда мы встречаем в жизни человека, который может подать нам пример, совершенно естественно, что мы обращаемся к нему с вопросами о нашей духовной жизни. Дело в том, что, несмотря на многообразие людских характеров, у путей, которыми люди приходят к Богу, есть некие общие закономерности. Апостол сказал о Христе: «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). Так и человек, который столкнулся с внутренними трудностями и преодолел их, может помочь другому человеку. И поэтому мы обращаемся к тому, в ком видим духовную опытность, со своими недоуменными вопросами. В России священнику на приходе всегда вменялось в обязанность (так происходит и сегодня) руководить духовной жизнью своих пасомых. Не только совершать богослужения, церковные Таинства или служить требы, но и исповедовать, советовать, наставлять, отвечать на вопросы. Именно поэтому церковные каноны говорят о том, что рукоположение во пресвитера возможно не ранее 30 лет. Это тот возраст, когда человек становится по-настоящему взрослым, приобретает какой-то, пусть не очень большой, но уже собственный жизненный опыт. К сожалению, сегодня у нас огромная нужда в духовенстве, и мы не можем жестко руководствоваться этим правилом: рукополагаем тех, кто гораздо моложе. Но тем не менее, если человек, готовясь к священническому служению, сам учится жить по-христиански, он может помочь и тем людям, которые только приходят в Церковь. Немного отступая от темы, скажу, что когда будущие священники спрашивают меня: «Как научиться исповедовать людей?»,- я им отвечаю: «В теории - никак. Есть только один путь - самому постоянно исповедоваться у духовно опытного человека». Вообще, очень многому в Церкви невозможно научиться иначе, чем живя церковной жизнью. Есть много учебников по пастырскому богословию, но то, что в них написано, будет лишь мертвым грузом для того, кто сам полноценной церковной жизнью не жил. * * * Духовник - это прежде всего священник, которому мы доверяем. Но на чем должно основываться это доверие? Его слова не должны расходиться с его делами. Так это или нет, в большинстве случаев можно убедиться в течение достаточно короткого времени. Но первое и главное основание - слова и дела этого священника не должны расходиться с Евангелием. Если в Евангелии написано одно, а тот священнослужитель, к которому мы пришли, учит другому, совершенно противоположному, пусть даже под видом благочестия, то слушать его не нужно. К примеру, если в Евангелии сказано: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6; Мк. 10, 9),- а кто-то из «духовников» говорит мужу и жене: «Вам нужно развестись и постричься в монахи»,- он противоречит Евангелию. Каким бы подвижником ни был он сам, в своем отношении к семейной жизни он противоречит Евангелию, и слушать его ни в коем случае нельзя. Мы должны помнить, что многие еретики были выдающимися личностями. История донесла до нас то, что Арий, александрийский пресвитер, основоположник одной их самых страшных по своим последствиям ересей в истории христианской Церкви, в личной жизни был подвижником. Многие его почитали за аскетизм и строгость, которые так привлекают людей. Но при этом его учение резко противоречило Священному Писанию. Поэтому те, кто увлекся его проповедью (а на какое-то время большая часть Церкви увлеклась тем, что он говорил), стали еретиками. Поэтому соответствие всех слов и действий священника духу Евангелия - главное, на что стоит обратить внимание тому, кто ищет духовника. * * * Для современного человека, живущего в миру, достаточна регулярная подробная исповедь своему духовнику - приходскому священнику или монастырскому, насельнику того монастыря, куда этот человек имеет возможность приезжать постоянно. Для того чтобы духовник мог дать исповедующемуся какой-то совет, направить его, нужно, чтобы он достаточно долгое время знал этого человека, обстоятельства его жизни. Мирянину невозможно и не нужно пытаться воспроизводить в своих отношениях с духовником те образцы, которые даны нам в древних патериках. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что в его время настоящие, духоносные наставники оскудели. Их очень немного, больше актеров, которые надевают на себя личину древних подвижников. Тем более эти слова актуальны для нашего времени. Не надо искать беспрекословного, мироотречного послушания, которое мы видим в древних повествованиях, например, в рассказе о том послушнике, который, по слову своего старца, пошел сажать рассаду корнями вверх… Современные люди в подавляющем большинстве своем, к сожалению, уже не могут воспринимать эту историю так, как монахи древности, видеть тот смысл, который в ней заложен изначально. Они живут совсем другой жизнью, и потому поиски какого-то абсолютного, целожизненного водительства со стороны духовника совершенно не оправданны. И даже если люди думают, что они такое руководство нашли, они, чаще всего, обманывают сами себя. Не надо ждать от священника, духовника прозорливости, способности предсказывать будущее, предугадывать. Очень часто, будучи обременены мирскими, нецерковными предрассудками, даже вроде бы искренне верующие люди приходят к священнику как… к гадалке высшей категории. Даже зная о том, что хрис тианство крайне отрицательно относится к любым попыткам заглянуть в будущее, по немощи своей они желают получить сиюминутную «гарантированную» помощь, узнать свою судьбу. Думают: гадалка может обмануть, а вот старец, уж «он точно скажет». И с такими чувствами, может быть, даже их не осознавая, обращаются к священнослужителям, ищут «разрекламированных» старцев, подлинных или мнимых. Такие ожидания предсказаний, поиски чудес не просто мешают вести нормальную духовную жизнь, но часто становятся ее полной подменой. Человек думает, что обретает истину, а на самом деле находится в прелести, в самообольщении. Хорошо, если его духовник - человек здравый и сможет распознать это состояние, направить на истинный путь… Поэтому, повторю, для верующего человека очень важна регулярная исповедь духовнику, который знает его самого, имеет возможность достаточно долгое время наблюдать за его внутренней жизнью и жизненными обстоятельствами, который может дать ему совет - не повеление, не распоряжение, а именно совет. И человек, если он доверяет духовнику, конечно, с верою должен этот совет исполнить. Послушание совершается в свободе. В случае необходимости священник, духовник что-то советует тому, кто у него исповедуется,- именно советует, а не приказывает. И если человек исполняет этот совет, он делает это свободно, по доброй воле, соглашается с тем, что ему говорится. Даже если он на данный момент не вполне представляет себе или не понимает то, что он будет делать, все равно он свободно принимает решение, послушаться ему или нет. И он, конечно, волен принять слова духовника или их отвергнуть. * * * В годы моей жизни в Троице-Сергиевой Лавре (1986-1992) там было несколько духовников братии и мирян, и очень многие старые монахи, которых я застал, были настоящими духовниками. Духовником братии в то время был архимандрит Кирилл (Павлов). Я у него исповедовался перед монашеским постригом и, конечно, все те годы, пока был насельником Лавры. Трудно говорить об отце Кирилле, потому что о нем много доброго сказано самыми разными людьми. Конечно, он был и остается примером духовника, он обладает всеми теми качествами, о которых я сказал выше. Но его главная черта - необыкновенная любовь, которую чувствовали все, приходившие к нему. Есть очень хороший критерий, по которому можно отличить человека по-настоящему духовного от того, кто в эту духовность вольно или невольно играет. Отец Кирилл строг к себе и необыкновенно терпелив и ласков ко всем окружающим. Тот, кто играет, наоборот - снисходителен к себе и очень строг к людям. Вообще, для любого христианина подобное отношение должно стать основным правилом внутренней жизни: мы должны быть более строгими по отношению к себе, не разрешать себе того, что мы обычно себе позволяем,- и абсолютно все прощать нашим ближним. А мы обычно поступаем наоборот: думаем о том, как мы устали, как нам тяжело, как нам трудно, и поэтому прощаем себе очень многие вещи, но в то же время предъявляем самые суровые требования к тем, кто находится рядом с нами: «Как он мог так поступить?», «Почему она не понимает?»… Тогда, когда отец Кирилл еще принимал людей, он каждого встречал с радостью. Сам он - необыкновенно спокойный, необыкновенно трезвый человек. В нем нет и не было никогда ни капли какой-то преувеличенной эмоциональности. Есть такое понятие - естественность в общении. Вот в нем эта естественность проявляется в высшей степени. Поразительно вот что: все эти качества, эта любовь к людям сохраняются в настоящем духовнике несмотря на то, что ему приходится в течение всей жизни видеть людей с самой неприглядной стороны - на исповеди, когда человек кается, признается в таких поступках, о которых обычно люди стараются не то что не говорить, но и не вспоминать лишний раз. Мы прощаем себе все: и измену, и подлость, и греховность, и стараемся для того, чтобы поддержать себя «в тонусе», если уж мы согрешили, побыстрее отмахнуться от этого… А в Таинстве покаяния человек все это открывает перед духовником. У отца Кирилла исповедовались тысячи людей. Если бы перед обычным человеком развернулась такая картина человеческой греховности, немощей, неприглядности человеческих поступков, он не смог бы сохранить душевный мир и ровное отношение ко всем людям. А у отца Кирилла ничего, кроме все возрастающей любви к людям, это не вызывало. Таков результат правильной духовной жизни. Еще один человек, которого я вспоминаю с благодарностью,- это покойная ныне игумения русского Покровского монастыря в Болгарии матушка Серафима, урожденная княжна фон Ливен. Ее отец, князь Андрей Александрович, предводитель дворянства Коломенского уезда, после революции воевал в Белой армии, затем вместе с семьей эмигрировал через Крым в Константинополь. В предвоенные годы в Болгарии он сам стал священником. Здесь Ольга Андреевна (так матушку звали в миру) стала духовной дочерью владыки Серафима (Соболева)[1], он постриг ее в монашество, благословил созданный ею монастырь. Когда я учился в Болгарии, я общался с матушкой Серафимой достаточно часто, задавал ей самые разные вопросы и удивлялся ее отношению к миру, ее взглядам на духовную жизнь. И до сегодняшнего дня ее ответы кажутся мне очень точными и глубокими. Как-то раз я пришел к ней и рассказал о неприглядном поступке одного человека, который и меня отчасти задевал. Впоследствии этого человека исключили из духовного учебного заведения, где он учился. Меня поразила реакция матушки. Слушая меня, она повторяла: «Бедный, бедный»,- с чувством не просто глубокого сокрушения, а с сердечной болью… И я подумал, что если бы то, о чем я говорил, было рассказано другому человеку, он наверняка реагировал бы совсем по-иному: «Да ты что? Вот это да! Да как он смог?». А она действительно с состраданием и болью - это была ее естественная реакция - говорила об этом человеке единственное: «Бедный!». Тогда меня это до глубины души поразило, и, думаю, Господь не случайно дал мне такой урок: я увидел, как надо реагировать на человеческий грех, потому что на самом деле о грешнике ничего другого сказать нельзя, кроме этого слова - бедный. К великому моему счастью, в моей жизни было много встреч с людьми по-настоящему глубокими, духовными, человеколюбивыми, верующими, стремящимися к духовной жизни, верными своему призванию. Думаю, что именно такие встречи могут дать человеку силу идти за Христом. В древнем патерике есть такие слова (они принадлежат преподобному Макарию Великому): «Я не монах, но видел монахов». Такая вот возможность «видеть монахов», а в более широком смысле - настоящих христиан, жить с ними рядом, видеть, как они трудятся, как живут, как молятся,- самое ценное, что Господь посылает человеку на его пути. * * * Надо ли верующему человеку искать духовника? Да, но необходимо соблюдать при этом несколько простых правил. Нужно в том храме, куда ты ходишь, который ты выбрал по какой-то причине (или он находится рядом с домом, или тебе там просто нравится),- надо там постараться найти священника, которому можно регулярно исповедоваться. Перерастут ли потом эти отношения в более глубокие - отношения духовного отца и духовного чада - покажет время. Но нельзя говорить себе: «Так, я пришел в Церковь, теперь мне срочно нужен духовник. Куда ехать? В Алатырь, в Дивеево? Пока не найду духовника, ничего делать не буду»,- это, конечно, в корне неправильно. Нужно молиться о даровании духовника. Вообще, Господь посылает ищущему то, что он ищет, если это ему по-настоящему необходимо, и в той форме, в какой это действительно полезно. Мы не должны забывать, что в отношениях между духовником и тем, кто у него окормляется, обязательно присутствует Господь, потому что эти двое собраны во имя Божие (см.: Мф. 18, 20). Между ними устанавливаются не просто человеческие взаимоотношения, как, например, между учителем и учеником. Если мы собираемся, общаемся ради Бога, Он всегда присутствует рядом с нами. Но если мы будем пытаться всего добиться сами, по собст венной воле и разумению, Ему ничего не останется делать в нашей жизни. Надо помнить об этом - и дать возможность действовать Богу. Записала Наталья Горенок Архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) родился 1 декабря 1881 года в Рязани. В 1908 году, во время учебы в Санкт-Петербургской Духовной академии, был пострижен в монашество с именем Серафим (в честь прп. Серафима Саровского). В 1909-1911 годы, будучи помощником смотрителя Духовного училища в Калуге, часто посещал Оптину пустынь, окормлялся у старца Анатолия (Потапова). 1/14 октября 1920 года в кафедральном соборе города Симферополя был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В апреле 1921 года по благословению Святейшего Патриарха Тихона назначен управляющим русскими приходами в Болгарии с титулом епископа Богучарского. В 1920-40-е годы владыка Серафим вел активную архипастырскую деятельность, особо заботился о жизни русских эмигрантов в Болгарии. Опубликован ряд богословских трудов и проповедей владыки. Скончался архиепископ Серафим 26 февраля 1950 года, в Неделю Торжества Православия. Его могила в русском храме святителя Николая в Софии очень почитается православными верующими.^

Зачем нужен духовник?

Вопрос о духовнике - один из самых часто задаваемых в Церкви. Только формулируется он очень различно. Кто-то считает, что наше время настолько бедственно, что нет священников, достаточно опытных для того, чтобы служить кому бы то ни было духовными наставниками. Иные, напротив, полагают, что без духовника и спастись-то невозможно. Третьих интересует вопрос сугубо практический: как найти духовника? На наш взгляд, тема духовничества - важнейшая в современной церковной жизни, требующая обсуждения в различных ее аспектах. Но начинать разговор на эту тему, кажется, лучше с самого первого вопроса: а зачем вообще нужен духовник? Ответив на него, проще будет отвечать и на прочие вопросы. Александр Леонидович Дворкин, богослов, ведущий специалист по сектоведению, профессор Московского Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: - Духовник - это священник, у которого мы регулярно исповедуемся, который хорошо знает наши духовные проблемы и наши жизненные обстоятельства. Соответственно, для нашей исповедной практики и для серьезной христиан ской жизни лучше, конечно, ходить к священнику, который уже знает наши проблемы и может посоветовать, как их решить. Но вместе с тем конечно, наличие духовника не является условием спасения. Бывает, что у человека нет постоянного духовника по каким-то причинам, но тем не менее это никак не обозначает, что без духовника этот человек спастись не сможет или вовсе пропадет. Просто наличие духовника - это большая помощь человеку, стремящемуся вести серьезную духовную жизнь, а без духовника все это может быть намного сложнее. Но у меня, в общем-то, на всех этапах моей жизни были замечательные духовники, которые мне оказывали необходимую духовную помощь, особенно учитывая то дело, которым я занимаюсь. Такое особое благословение Божие, что у меня действительно были всегда хорошие духовники, поэтому трудно себе представить, как бы я справлялся без них. Хотя были ситуации, когда, скажем, я жил в Германии, а мой духовник - в Америке, поэтому получалось так: я исповедовался у священника в храме, в который ходил, но по всем важным вопросам - они не так часто, но раз в пару месяцев возникали - я просто звонил своему духовнику и советовался с ним. А помощь духовника - это молитва, которая защищает, советы по важным вопросам, которые он мне дает. Священник Алексий Тимаков, клирик московского храма во имя святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново, постоянный автор журнала «Альфа и Омега»: - Мы окунаемся в духовную жизнь, как слепые котята, и, безусловно, нам нужен руководитель, человек, имеющий опыт в поиске Бога. Самое важное качество духовника - это его способность и возможность молиться, предстательствовать за другого, за тебя просить пред Богом. Любой священник, исповедующий человека, предваряет чин покаяния молитвой. Тем самым утверждается Божие присутствие на исповеди, и Его активное в ней участие, и бессилие человека в столь серьезном духовном делании. Вне зависимости от своих моральных или интеллектуальных качеств, батюшка иногда такое скажет, что вопрошающий удивляется: «Как же много этим открыто!». По своему внутреннему уровню священник сам сказать такого не мог, но молитва делает возможным передачу от Бога того, что необходимо услышать конкретному человеку. Духовник, священник, если можно так сказать, по долгу своей службы обязан молиться, вычитывать правила - худо ли, бедно ли это у него получается, но он все равно это делает, готовится к литургии, поминает тех, кто просил за них молиться, вынимает за них частицу на проскомидии, и это - самое главное, что он может отдать человеку. Да, конечно, и священник грешит, и «дрова рубит», и ошибается, но все равно он имеет дерзновение пред Богом за людей, и если человек встает не на ту стезю, то Господь по молитвам духовника все дело может выправить и исправить то, на что у самого человека сил не будет. Можно ли обойтись без духовника? - А как можно слепому обойтись без поводыря? Если у человека нет духовника,- значит, ему самому приходится трактовать Священное Писание. Наверное, с помощью какой-то литературы это и возможно делать, но живое слово, живой пример - совершенно другое. И совсем не обязательно духовный опыт приобретается на исповеди: это может быть и в простой беседе. Вспомним, например, Паисия Святогорца, который просто разговаривал со своими близкими, а слова шли от души к душе и накрепко запоминались. Духовный опыт впитывается порой даже и не через слова, а по образу, по духу. Воспитывать можно по-разному: «делай, как я сказал!» или: «делай, как я!». Настоящий духовник воспитывает примером. Конечно, духовником далеко не всякий священник может быть. Тому свидетельство младо старчество, которое весьма процветает сейчас у нас: едва успев принять сан, священник уже обрастает «духовными чадами». Духовника бывает непросто обрести, но пробовал ли человек по этому поводу молиться? Пускай пробует, пускай ищет: подойдет к одному на исповедь, к другому, поговорит. И тогда возникает духовная связь, и человек чувствует, что родился заново. Недаром наставника называют духовным отцом. Но чаще всего человек находит своего пастыря в том храме, куда привел его Господь в первый раз. Если же говорить о той помощи, которую мы получаем от духовника,- это прежде всего его молитвы, как говорил выше, и, конечно, добрые советы. Священник Сергий Масленников, клирик Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: - Без духовника очень трудно искать путь спасения. Без него практически невозможна жизнь в Церкви - это вам скажет любой человек, живущий церковной жизнью, от простого прихожанина до Владыки. Потому и приезжают к старцам-духовникам, советуются, спрашивают. И беспрекословно исполняют то, что он им скажет, даже если это бывает трудно. Духовник учит отсечению своей воли. Поэтому окормление у духовного отца - это в первую очередь жизнь в послушании. Исполнения советов духовника боится враг. Конечно, и без духовника можно идти по пути спасения и спастись, но тогда путь из пункта «А» в пункт «Б» не будет прямолинеен. Хорошо, если сложилось так, что живешь недалеко от Лавры или какого-то монастыря: там есть духовники и можешь выбрать пастыря по своему сердцу. А в отдаленном небольшом городе не каждому дано найти Духовника с большой буквы, и живущим там людям не приходится говорить о «высокой» духовной жизни. Но тогда Господь и спрашивает с человека меньше. Бог исправляет отсутствие пастырской помощи либо дарованием человеку собственного духовного опыта, либо скорбями. Но в моей жизни не было такого момента, когда бы я был без духовника. Да, они менялись, но были всегда, поэтому лично мне трудно сказать, как складывалась бы моя жизнь без духовника. Обычно лукавый пытается «выстроить» свой «город» в душе человека и запутать его пути, окружая сердце стеной условностей. И человек зачастую поддается этим искушениям. А духовник по благодати Божией за послушание чада ему имеет силу рушить эти «непроходимые стены». Для этого надо, ничего не утаивая, рассказать духовнику о постигших искушениях, и тогда он укажет выход, и по его молитвам разрушатся все вражии «построения», и, освободившись, человек сможет двигаться дальше по своему духовному пути. Олеся Николаева, поэт, преподаватель Московского литературного института: