Толкование Евангелия от Иоанна

Стихи 24–27. Посла же Его Анна связана к Каиафе архиереови. Бе же Симон Петр стоя и греяся. Реша же ему: еда и ты от ученик Его еси; Он (же) отвержеся и рече: несмь. Глагола един от раб архиереовых, южика сый, емуже Петр уреза ухо: не аз ли тя видех в вертограде с Ним; Паки убо Петр отвержеся…[1020] Весьма обстоятельное объяснение этих слов сделано при толковании слов двадцать шестой главы Евангелия от Матфея: и вшед внутрь, седяше со слугами, видети кончину (ст. 58).

Стих 27… И абие петель возгласи.[1021] Прочитай объяснение таких же точно слов в Евангелии от Матфея (26, 74).

Стих 28. Ведоша же Иисуса от Каиафы в претор. Бе же утро: и тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху.[1022] И это объяснено при толковании двадцать седьмой главы (1 ст.) Евангелия от Матфея: утру же бывшу, совет сотвориша вси архиерее и старцы людстии на Иисуса, яко убити Его.[1023]

Стихи 29–31. Изыде же Пилат к ним вон и рече: кую речь приносите на Человека Сего; Отвещаша и реша ему: аще не бы (был) сей злодей, не быхом предали Его тебе. Рече же им Пилат: поимите Его вы и по закону вашему судите Ему.[1024] Объяснение всего этого найдешь в толковании слов: Иисус же ста пред игемоном (Мф. 27, 11).[1025] Но почему Иисус Христос молчал, когда иудеи говорили, что Он злодей? Так как Его не спрашивали об этом, то Он только терпеливо выслушивает.

Стих 31… Реша же ему Иудее: нам не достоит убити ни когоже…,[1026] разумеется — распять на кресте. Так говорили иудеи не столько потому, что находились в зависимости от римского владычества и лишены были собственной власти, сколько потому, что хотели распять Иисуса Христа на кресте, предать Его самой тяжелой и позорнейшей смерти, — что им не дозволялось законом. А что иудеи убивали другими способами, об этом свидетельствует побиение камнями Стефана.

Стих 32. Да слово Иисусово сбудется, еже рече, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети.[1027] Так сказали иудеи, чтобы исполнилось слово Иисуса Христа. Должны исполниться слова Его: и аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12, 32), после которых сделано такое же замечание евангелиста: сие же глаголаше, назнаменуя коею смертию хотяше умрети (Ин. 12, 33), т. е. указывая на свою крестную смерть.

Стихи 33–35. Вниде убо паки Пилат в претор и пригласи Иисуса и рече Ему: Ты ли еси Царь Иудейск; Отвеща ему Иисус: о себе ли ты сие глаголеши, или инии тебе рекоша о Мне; Отвеща Пилат: еда аз Жидовин есмь; род Твой и архиерее предаша Тя мне…[1028] Смотри объяснение слов: и вопроси Его игемон, глаголя: Ты ли еси Царь Иудейский? (Мф. 27, 11).

Стихи 35–37… Что еси сотворил; Отвеща Иисус: Царство Мое несть от мира сего: аще от мира сего было бы Царство Мое, слуги Мои (убо) подвизалися быша, да не предан бых был Иудеом: ныне же Царство Мое несть отсюду. Рече же Ему Пилат: убо Царь ли еси Ты; Отвеща Иисус: ты глаголеши, яко Царь есмь Аз.[1029] Там же объяснены и эти стихи.Стих 37… Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину…[1030] Сначала Пилат спросил: Ты ли Царь Иудейск? И Иисус Христос ответил: Царство Мое несть от мира сего, т. е. Он объявил Себя Царем, хотя и не земным. Затем Пилат опять спросил: убо Царь ли еси Ты? И Господь опять ответил, что Он Царь. Утверждая далее, что Он свидетельствует об истине, Иисус Христос как бы так говорит: для того Я родился, для того и воплотился и пришел в мир, чтобы учить истине (Поэтому, как во всех других случаях Я говорю правду, так и теперь. Или — Аз на сие родихся… значит: будучи Царем, Я для того и воплотился, чтобы царствовать, и пришел в мир для того, чтобы научить той истине, что будучи вечным Царем, Я воплотился для вечного царствования над уверовавшими в Меня).Стих 37… (И) всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего.[1031] Всякий, кто от истины, кто любит истину, слушает голос Мой, верит Моему учению.Стих 38. Глагола Ему Пилат: что есть истина?… Желая узнать, Пилат спрашивает Иисуса Христа: что есть истина, о которой Ты свидетельствуешь, которой Ты учишь? Но зная, что предложенный им вопрос требует времени, он оставляет Иисуса Христа и, тотчас выйдя, старается защитить Его от нападения иудеев. Смотри:Стих 38… И сие рек, паки изыде ко Иудеом и глагола им: аз ни единыя вины обретаю в Нем.[1032] Опять прочитай объяснение слов: и вопроси Его игемон, глаголя: Ты ли еси Царь Иудейский? (Мф. 27, 11). Там найдешь объяснение повествований Луки и Иоанна.Стих 39. Есть же обычай вам, да единаго вам отпущу на Пасху: хощете ли убо, (да) отпущу вам Царя Иудейска?[1033] Смотри толкование слов: на (всяк) же праздник обычай бе игемону отпущати единаго народу связня, Егоже хотяху (Мф. 27, 15). Там объяснен и этот стих.Стих 40. Возопиша же паки вси, глаголюще: не Сего, но Варавву. Бе же Варавва разбойник.[1034] В вышеупомянутой двадцать седьмой главе евангелист Матфей пишет: архиерее же и старцы наустиша народы, да испросят Варавву, Иисуса же погубят (Мф. 27, 20). Прочитай объяснение этих слов.