Современная практика православного благочестия. Том 1

Современная практика православного благочестия. Том 1

Часть первая. ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ

Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

Ин. 15,11

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я сказал: вы боги.

Ин. 10, 34; Пс. 81, 6

Прежде создания мира мы задуманы как полнота совершенства.Схиархимандрит СофронийВникай в себя.1 Тим. 4, 16Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью, всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под совершенной радостью?Если под радостью понимать наиболее полное удовлетворение своих обычных житейских потребностей, то будет ли это совместимо с высоким предназначением человека и его идеальными запросами?Мы знаем о семейных радостях, радостях и в искусстве, о радостях юной любви, радостях творчества, эстетических радостях, о радости научного постижения мироздания.Все эти радости законны, но они несовершенны: беды, горести и болезни наполняют всякую жизнь, и время, занимаемое ими, обычно намного превосходит часы, исполненные земной радости.Как пишет царь и пророк Давид: "дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим" (Пс. 89, 10).А затем, в конце быстротекущей жизни, всех подстерегает смерть. Жизнь же есть только короткое мгновение перед величием вечности. Вот почему счастливейший с точки зрения мира и мудрейший из сынов человеческих царь Соломон пишет в конце своей жизни:"Суета сует, суета сует - все суета. Что пользы человеку от всех трудов его?.." (Еккл. 1, 2-3).Таков законный пессимизм ветхозаветного человечества. Как должны быть счастливы мы, что живем уже в другое - новозаветное время, время царствования в мире Сына Божия - Богочеловека, Искупителя и Спасителя человечества Иисуса Христа.Он "победил мир" (Ин. 16, 33) и победил смерть. Ему "дана всякая власть на небе и на земле" (Мф. 28, 18), и с момента Его воскресения Им основано Царство вечной жизни, света и истины.В это новое Царство Он зовет всех и готов принять в него даже самых тяжелых грешников, лишь бы только они проявили полноту раскаяния и смирения (Лк. 15, 1-32). Вспомним, что в это Царство Им первым был введен покаявшийся разбойник.Своим "друзьям" (Ин. 15, 15) Он обещает уже не просто радость, а "совершенную радость" (Ин. 15, 11), при приобщении к которой человек "не будет жаждать вовек", которая уподобится "воде, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4, 14).Как найти к ней дорогу? На этот вопрос отвечают Евангелие и многовековой опыт Церкви Христовой.Однако многие, прочитав Евангелие, не пошли за Христом, так как вместе с истинной жизнью истинной Церкви - действительных учеников Христа - история человечества знает и позорные дела других людей, которые также называли себя христианами, но на деле они распинали Христа своими грехами и преступлениями против человечества и в корне извращали учение Христово.Это затемняет понимание Христа и определение верного пути как к Нему, так и к "совершенной радости". Кроме того, всякое новое поколение имеет свои особенности жизни, свою новую историческую обстановку, переживает новые этапы в развитии мышления, языка и цивилизации, что также затрудняет понимание истины, так как все прежнее кажется многим устаревшим, отжившим и уже более не нужным.Следует указать, что с течением времени видоизменился с внешней стороны и характер путей, ведущих в Царство Христово. Особый путь был у первой христианской Иерусалимской Церкви, у которой все "было общее" (Деян. 4, 32). Затем, для первых веков нашей эры характерен путь исповедания и мученичества за Христа.Позднее наиболее верным и прямым путем явилось преимущественно поступление в монастыри и подвиги иноков.Мы живем в особую эпоху - эпоху заката духовной культуры человечества, когда ясно обозначился период "отступления" (2 Фес. 2, 3) и стало стушевываться значение монастырей. Отсюда возникает вопрос о современных путях в Царство Божие.При этом надо говорить, опять-таки с внешней стороны, не о пути, а о путях, поскольку очевидно, что социальное, национальное положение, возраст и другие особенности положения каждого человека в миру, а также особые у каждого склонности и таланты диктуют для каждого и особенности его "пути спасения", понимая под этим церковным термином путь ко Христу и в Его Царство, который по существу один: "Я есмь путь..." - сказал Христос (Ин. 14, 6).