Святитель Иоанн Златоуст, собрание сочинений. Том шестой. Книга вторая

Когда таким образом всё это показано, то что другое должно делать нам, братие, как не взывать с благодарностью к Богу Отцу: да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10)? Ты даро­вал жизнь, Ты установил и смерть; Ты вводишь в мир, Ты и изводишь из мира и, изведши, сохраняешь; ничто из Твоего не погибает, так как Ты сказал, что и волос с голов их не погибнет (Лк.21:18). Скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли (Пс.103:29,30). Вот, братие, слова, достойные верующих, вот спасительное врачевство; чей глаз отерт этою губкою утешения, увлажен с благоразумием этою примочкою, тот не только не почувствует слепоты отчая­ния, но не испытает и малейшего нагноения печали, а напротив, взирая на все светло очами сердца, будет говорить подобно терпеливейшему Иову: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов.1:21). Аминь.

ОБОЗРЕНИЕ КНИГ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Введение.

Введение Новым завет называется по времени и по свойству заключающегося в нем, потому что в нем все возобновлено, и, прежде всего человек, для которого (сотворено) все.

Цель же обоих заветов одна: исправле­ние людей. И удивительно ли, что такова цель Писания, когда и сама природа существует для пользы человека? Для него Бог создал и великое небо, и пространную землю, и безмерное море, чтобы люди, видя величие сотворенного и удивляясь Создателю, доходили до богопознания. Все это для человека. И так как цель ветхого и нового заветов одна, то Моисей счел необхо­димым описать и древние события, но не по способу языческих писателей. Те пишут историю только для того, чтобы изложить рассказ о событиях, представить войны и сражения, и приобрести себе славу этими писаниями. А законодатель пишет не так: он везде излагает историю великих праведников, чтобы по­вествование об их жизни служило для потомков добрым на­ставлением. Поэтому же он повествует не о праведниках только, но и о грешниках, чтобы мы одним подражали, а при­мера других избегали, и чрез то и другое преуспевали в добродетели и усердии. Таким образом, пусть никто не счи­тает странным, что законодатель рассказывает древние собы­тия и пишет законы. Ведь какую силу имеет закон, такую же и рассказ о жизни святых. Итак, в ветхом завете есть книги исторические, каковы следующие восемь: книга Бытия, повествую­щая о сотворении мира и о жизни угодивших Богу; Исход, по­вествующая о чудесном освобождении иудеев из Египта, о пребы­вании их в пустыне и о даровании закона; Левит — о жертвах и священнослужении, — потому что колено Левиино наследовало свя­щенство, и от имени этого колена получила название эта книга; потом Числ, — потому что, по исходе из Египта, Бог повелел сосчитать народ иудейский, и было насчитано шестьсот тысяч, происшедших от одного человека — Авраама. Затем Второза­коние, — потому что Моисей вторично объяснил им закон. Далее Иисус Навин; он после Моисея был вождем иудеев, ввел их в землю обетованную и разделил эту землю по жребиям между двенадцатью коленами. После него Судии, — потому что, по смерти Иисуса, управление иудеями перешло к знатнейшим лю­дям и господствовали (разные) колена. Затем Руфь, краткая книга, заключающая в себе историю иноплеменницы, бывшей замужем за одним иудеем. Потом четыре книги Царств, в которых повествуется о событиях при Сауле, при Давиде, при Соло­моне, Илии и Елисеее, до плена вавилонского. После Царств книги Ездры. После того, как иудеи за грехи свои отведены были в Вавилон и пробыли там семьдесят лет в рабстве, Бог наконец умилостивился над ними и расположил Кира, цар­ствовавшего тогда над персами, отпустить пленников; это тот Кир, которого воспитание описал Ксенофонт. Будучи отпу­щены, они возвратились под предводительством Ездры, Неемии и Зоровавеля. Об этом возвращении и пишет Ездра, именно, о том, как они по возвращении во второй раз построили храм и восстановили город. Но по прошествии ста лет опять по­стигла их война — македонская. Затем случились события при Антиохе Епифане, когда иудеи, потерпев осаду, продолжавшуюся три года с половиною, и тяжко пострадав, опять избавились от бедствий. Потом, спустя немного времени, приходит Хри­стос, и ветхий завет кончается. А чтобы знать, откуда произошел народ иудейский, необхо­димо здесь нечто сказать. После Адама был Сиф, потом Енох, затем другие многие поколения, и наконец Ной, при ко­тором произошел потоп, так как люди развратились от нечестия. По прекращении потопа, он, вышедши из ковчега один с троими сыновьями, наполнил землю своим потом­ством, так как постепенно произошло множество родов. Когда люди размножились, то они захотели построить башню, которая достигла бы до неба. Но Бог, не одобряя их намерения, сме­шал языки их, разделив один на многие. Так как они пе­рестали понимать друг друга, то им невозможно стало и жить вместе друг с другом; и это было поводом к рас­сеянию их по всей вселенной. Говорят, что при этом смеше­нии языков Евер, предок иудеев, не захотел участвовать в их предприятии, и один сохранил собственный язык, удо­стоившись этого за свое прекрасное поведение. Потомком его был Авраам; потому язык иудеев и называется еврейским, от Евера. Таким образом потомком его был Авраам; сы­ном Авраама — Исаак, у которого сын — Иаков. Он был отцом двенадцати патриархов: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Неффалима, Гада, Дана, Асира, Иосифа, Вениамина. По имени одиннадцати из этих патриархов названы происшедшие от них колена. От каждого из них произошло колено и потомки назывались их именем. От Иосифа же произошло не одно колено, а два; отец Иосифа не хотел, чтобы его именем называлось одно колено. Как же случилось? Так как Иосиф был один, то, желая сделать его сугубым патриархом, Иаков решил, чтобы по именам двоих сыновей его, Ефрема и Ма­нассии, были названы два колена; оба эти колена и приписыва­лись Иосифу. Таким образом произошло тринадцать колен, один­надцать от других патриархов и два от Иосифа — чрез сыновей его. Отсюда исключается колено Левиино, которому предоставляется священнослужение, причем оно не должно было заниматься чем-нибудь другим и число двенадцать не нарушено. Итак двенадцать колен исполняли все прочие дела, а колену Левия одному поручены были обязанности священства. Из этого колена произошел Моисей. Итак, эти двенадцать па­триархов, прибыв в Египет, во исполнение обетования Божия, данного Аврааму: умножая умножу семя твое, как звезды небесные (Быт. 22:17), сделались предками шестисот тысяч. Из них и составился народ иудейский, получивший название от царствен­ного колена Иудина, от которого происходили цари. Таким образом, в Ветхом завете есть исторические книги, именно те, которые мы указали выше; также и нравоучительные, как то: Притчи, Премудрость Сирахова, Екклезиаст и Песнь Песней; затем пророческие, как то: шестнадцать пророков, Руфь и Давид (Книга Руфь помещается между пророческими, может быть, ввиду прообразовательного значения Руфи; возможно и то, что она попала сюда по ошибке писца). Впрочем, эти различные виды Писания можно нахо­дить и смешанными один с другим. Например, в истори­ческих сказаниях можно найти пророчество; и от пророков можно услышать много исторических рассказов; и нравоуче­ния и увещания можно встретить в том и другом, и в пророчествах и в исторических повествованиях. Все это, как я выше сказал, имеет в виду одно — исправление слуша­телей, так что и повествования о прежде бывшем, и нраво­учения и увещания, и пророчества направляют нас к долж­ному. Дело пророчества преимущественно состояло в том, чтобы предсказывать будущее, как радостное, так и прискорб­ное, чтобы одних ободрять, а других удерживать от нече­стия страхом. Есть и другой род пророчества, — это предсказа­ние о Христе; в них с точностью говорится не только о при­шествии Его, но и о том, что Он будет делать по прише­ствии, о зачатии, о рождении, о кресте, о чудесах, об избрании учеников, о новом завете, о прекращении иудейства, об ис­треблении язычества, о высоком достоинстве Церкви и о всех других, последующих обстоятельствах. Обо всем этом со всею ясностью за много времени предсказывали пророки, об ином прообразованиями, а об ином словами. Есть именно два вида пророчества: предсказание о буду­щем или делами, или словами; словами, когда, желая сказать о кресте, говорят: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен (Ис.53:7). Это — пророчество словами; делами же, когда напр. Авраам является возносящим сына и закалающим овна. Этими действиями он предъизобра­жал крест и имевшее совершиться заклание за вселенную. И много можно найти в ветхом завете таких прообразов и предсказаний делами. Впрочем, пророчеству свойственно гово­рить не только о будущем, но и о прошедшем, как это осо­бенно встречается у Моисея. Когда он повествует о небе и земле, то говорит о прошедшем и сокрытом временем, и, значит, изрекает об этом пророчество. Как говорит о том, чего еще не было и что еще неизвестно, свойственно пророче­ству, так и открывать и сообщать бывшее, но сокрытое временем, свойственно такой же благодати. Свойственно пророчеству говорить и о настоящем, когда что-нибудь есть, но скрывается, как, напр., было с Ананиею и Сапфирою; здесь было ни про­шедшее, ни будущее, а настоящее, но неизвестное. Петр же, открыв пророчеством, обнаруживает это. Таковы вообще пи­сания ветхого завета. А в новом завете то, что в ветхом сказано загадочно, объясняется; именно: пророчества свидетель­ствуются делами, изображается жизнь, достигающая до небес, указываются неизреченные будущие блага, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Кор.2:9). Но­вый завет, приняв человека, постепенно и мало-помалу осво­божденного от нечестия ветхим заветом, возводит его к жизни ангельской. Делом ветхого завета было — сотворить человека, а нового — сделать человека ангелом. Когда нечестие произвело то, что люди перестали быть людьми, низвело их до низости бессловесных и сделало скотоподобными, то закон освобождал их от этого нечестия, благодать же прибавляет им и ангельские добродетели. Есть и книги нового завета, именно: четырнадцать посланий Павла, четыре Евангелия, два — учеников Христовых, Иоанна и Матфея, и два — Луки и Марка, из которых один был учеником Петра, а другой — Павла. Те собственными глазами видели Христа и обращались с Ним, а эти передали другим то, что приняли от тех. Еще книга Деяний, того же Луки, повествовавшего о тогдашних событиях, и три соборных послания (Святитель Златоустый не упоминает о прочих четырех собор­ных посланиях и Апокалипсисе, вероятно, потому, что эти книги в его время еще не везде были внесены в канон книг Св. Писания).

Обозрение книги Бытия.

Сотворение мира и создание человека. Адам получает за­поведь, и из ребра его создается жена, которая, будучи оболь­щена змием, обольщает мужа и, подвергшись вместе с ним проклятию, изгоняется из рая; и змий подвергается проклятию — ползать на персях. Каин убивает брата за его превосходство, и несет наказание; затем рождает детей. Ева же рождает Сифа. Исчисление происшедших от Адама и от Сифа до Ноя, и осуждение мужей за непозволительные супружества и за дру­гие беззакония. Сынами Божиими здесь называются те, которые ведут свой род от Сифа, — так как сказано:  Я сказал: вы - боги и все - сыны Вышнего (Пс.81:6; Быт.6:2). А дще­рями человеческими называются те, которые произошли от Каина. Далее Бог предсказывает Ною будущее истребление людей посредством потопа и повелевает сделать ковчег, в триста лактей длиною, в пятьдесят лактей шириною и в трид­цать лактей вышиною. Когда он вошел в ковчег, то про­изошло наводнение, продолжавшееся сорок дней и сорок ночей. Уменьшаться стала вода после ста пятидесяти дней; а откры­лись вершины гор в первый день десятого месяца. По прошествии сорока дней Ной выпустил ворона, но он не возвра­тился; спустя семь дней выпустил голубя, и он возвратился, с масличною ветвью. Ной получает от Бога повеление выйти из ковчега, и вышедши принес жертву Богу и получил благо­словение со своими сыновьями; получил также обетование от Бога, что более уже не будет такого истребления людей посред­ством потопа. После того он благословляет Сима и Иафета, и проклинает Ханаана за то, что отец его Хам обнаружил наготу отца. Это проклятие исполнилось на Гаваонитянах, или лучше оно имело вид проклятия, на самом же деле было про­рочеством. Следуют потомки Ноя до Фалека, который полу­чил это название от того, что при нем была разделена земля. Тогда они построили башню, от чего и самое место названо Вавилон, что значит смешение, так как здесь были смешаны языки их. Но отец Фалека Евер, говорят, не участвовал с прочими в строении башни, и за это у него не было изме­нено наречие, но язык его остался целым, и от него полу­чил и самое название свое. Он назывался Евером; потому и язык его назван еврейским; это и служит величайшим до­казательством того, что еврейский язык древнее всех наре­чий. Прежде смешения языков все употребляли этот язык. Евер есть предок Авраама. Излагаются родословия от Сифа до Авраама. Отец Авраама Фарра берет своих сыновей, Ав­раама и Нахора, и внука своего Лота, и идет в Харран, на­мереваясь пройти в землю Ханаанскую; и когда он умер в Харране, Бог повелевает Аврааму переселиться из Харрана, и он пришел в Сихем, в земле Ханаанской. И сказал ему Бог: потомству твоему отдам Я землю сию (Быт.12:7). И постро­ил Авраам жертвенник Богу и поставил шатер при море. Когда был голод, Авраам, пришедши в Египет, повеле­вает жене своей сказать, что она сестра его; фараон же, взяв­ший ее, будучи наказан Богом, возвращает ее Аврааму. Когда пастухи Авраама и Лота поссорились между собою, то они разделили места обитания. Лот взял землю содомскую; Авраам же поселился при дубе Мамврийском, и опять получил, обетование от Бога, что семя его умножится и наследует эту землю. Когда от Ходоллогомора отложились пять царей земли содомской, подвластные ему прежде, то он, взяв с собою других трех царей, вступил с ними в сражение и, обра­тив их в бегство, взял в плен; в числе пленников был и Лот. Авраам, услышав об этом и погнавшись за ними с тремястами семнадцатью домочадцами, освободил своего пле­мянника, с лошадьми и женами, и Мельхиседеку, благословившему его и вынесшему хлебы и вино, дал десятину. Потому и говорит Павел в послании к Евреям: так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину (Евр.7:9). Когда же царь содомский предлагал Ав­рааму взять лошадей, он не согласился: даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама (Быт.14:23). Потом, когда Бог го­ворить ему:  награда твоя [будет] весьма велика (Быт.15:1), он сетует на свою бездетность и опять слышит, что тот, кто произойдет от него, наследует ему, и семя его будет, как звезды не­бесные. Здесь находим изречение: Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт.15:6). Он совершает рассечение (жи­вотных) и узнает, что потомки его будут пришельцами, но потом будут освобождены, после четырехсотлетнего угнетения. Сарра, будучи бесплодною, дает Аврааму Агарь, чтобы он имел от нее детей. Когда же она родила, то возгордилась пред госпожой своей, и Авраам отдает ее Сарре, чтобы она отмстила за оскорбление свое. Обиженная своею госпожою, она убегает из дома, но получает от ангела повеление возвра­титься к госпоже своей, и вместе получает обетование, что потомство ее умножится; самое имя младенцу, прежде его рож­дения, назначает ангел, назвав его Измаилом. Агарь родила Измаила. Авраам, будучи девяносто девяти лет, получает но­вое имя, он стал называться уже не Аврамом, но Авраамом. Бог повелевает ему обрезаться со всем домом. Имя Сары также переменяется, и она стала называться Саррою. Потом Авраам получает обетование об Исааке. Является Аврааму Сын Божий  с двумя ангелами и говорит ему: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей (Быт.18:10). Авраам ходатайствует перед Бо­гом за Содом. Два ангела приходят к Лоту. Содомляне на­стойчиво требуют их и наказываются слепотою. Ангелы же, взяв Лота, вышли из дома, и сам он вместе с дочерями спасается в Сигоре, а жена его обратилась в соленый столб, потому что посмотрела назад. Когда же страна содомская была сожжена, Лот удалился в гору, и сделались беременными от него дочери его; старшая родила Моава, а младшая Аммона; кровосмешения с отцом они достигли посредством опьянения; они думали, что род человеческий прекратился. Авраам пере­селился в Герары, и царь Герарский Авимелех взял Сарру; но когда Бог угрожал ему, то он, оправдываясь, говорит, что он считал эту женщину сестрою Авраама, потому что она сама так сказала. Он отдал ее Аврааму с дарами. Потом возвращенная Сарра рождает Исаака. Авраам изгоняет из дома служанку с сыном Измаилом. Авимелех заключает с Авраамом договор, чтобы не обижать друг друга, и полу­чает от Авраама семь агниц, во свидетельство того, что клятвенный колодец принадлежит  Аврааму.  Авраам по­лучает повеление принести сына во всесожжение, и возносит его, но вместо него закалается баран. Все же это было про­образом домостроительства, которое имел совершить для нас Христос. Сарра умирает, и Авраам, купив место у Ефрона Хеттеянина, погребает там жену свою, и посылает раба своего сосватать для Исаака жену в Месопотамии, запове­дав ему не отводить туда сына его, если жена не захо­чет идти с ним. Раб пришел в город Нахора и про­сил знамения, по которому мог бы узнать девицу, — а зна­мение состояло в том, чтобы она предложила пить и ему, и верблюдам его; тогда выходит Ревекка, дочь Вафуила, сына Нахорова, — Нахор же был брат Авраама, — и дав пить ему и верблюдам его, и сказав, чья она дочь, вводит этого чело-века в дом и угощает. Когда же он сказал, для чего при­шел, и просил отпустить девицу, то родители предоставили это на решение самой девице. Так как она согласилась, то, взяв ее, он ушел, и стала она женою Исаака. Авраам, до смерти Сарры, берет себе женою Хеттуру; рожденных от нее детей он удалил от Исаака, дав им подарки, а наследни­ком своего имущества сделал Исаака, и умер. Здесь пере­числяются имена сынов Измаила, селения которого простира­лись от Евилата до Сура. Так как Ревекка была неплодна, то Исаак просил Бога, чтоб она зачала, и когда зачала, Бог говорит ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей (Быт.25:23), предсказывая об иудеях и о нас, хри­стианах. Когда младенцы родились и выросли, то Исав усту­пает и продает первородство свое Иакову за кушанье из че­чевицы. Исаак хотел отправиться в Египет, так как уси­лился голод, но Бог удержал его, заповедав остаться там, где он жил, и обещав быть с ним и благословить семя его и умножить. Авимелех, царь герарский, узнав, что Ревекка жена Исаака, — а он думал, что она сестра его, — определил наказание смертью всякому, кто обидит ее. Исаак сеял и по­лучал стократный плод. Когда же он, по благословению Бо­жию, стал весьма богатым, то филистимляне стали завидовать ему, и Авимелех изгнал его оттуда. Он не мстил, но удалился и выкопал колодцы, из-за которых произошел спор. Он не противился, но выкопал другие колодцы, пока не пере­стали беспокоить его. И благословил его Бог. И Исаак при­нял пришедшего к нему Авимелеха приветливо и угостил, не помня обид. Между тем Исав взял себе в жены хана­неянок, которые досаждали Ревекке. Исаак состарился и при­тупилось зрение его. Он приказывает сыну своему Исаву на­ловить дичи и приготовить для него кушанье, чтобы благосло­вить Исава. Иаков же, при содействии матери, предупредил Исава. Сварив двух козлят и обвернув Иакова кожами их, чтобы закрыть гладкую кожу его, она дала ему в руки ку­шанье и послала (к отцу). Он вошел и получил благосло­вение. Исав, пришедши и узнав о случившемся, заплакал и зарыдал и просил благословить и его, и своею настойчиво­стью вынудил благословение, — хотя не такое, на какое надеялся, однако вынудил. Таким образом, будучи благословлен ма­лым вместо великого, он разгневался на брата, злопамят­ствовал и ожидал смерти отца, чтобы тогда смелее сделать ему вред. Мать предупреждает об этом Иакова и советует искать спасения в бегстве. Сказав Исааку, что жизнь ей бу­дет не в жизнь, если и Иаков возьмет жену из хананея­нок, она убеждает Исаака послать Иакова в Месопотамию к брату ее Лавану, чтобы взять жену из дочерей его. Когда Иаков ушел, Исав берет себе женою дочь Измаила. Измаил был сын Авраама, родившийся ему от Агари. Иаков видит лест­ницу, ставит столп и обещает отдать Богу десятую часть имущества своего, если возвратится благополучно. Он пришел в Месопотамию, увидел Рахиль и поцеловал ее; девица же пошла, и рассказала об этом отцу своему Лавану, который, вышедши, узнал Иакова и привел его к себе. Иаков служил ему в уплату за дочь; но тот дал ему старшую. Когда Иаков досадовал на этот обман, Лаван предлагает ему прослу­жить еще семь лет, если хочет получить и младшую. Он и на это соглашается, и получает и младшую. Старшая, Лия, была слаба глазами; а младшая, Рахиль, была прекрасна. Они были образами: старшая — синагоги иудейской, а младшая — церкви Хри­стовой. Лия зачала и родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду. Рахиль же не рождала, и потому дала Иакову еще жену, слу- жанку свою Валлу, которая и родила Дана и Нефеалима. И Лия дала Иакову в жену служанку свою Зелфу, которая и родила Гада и Асира. После того Лия родила Иссахара и Завулона. Потом и Рахиль родила Иосифа. Когда Иаков захотел воз­вратится в свою землю, Лаван дает ему награду, которую назначил сам Иаков, именно — весь скот пестрый из овец и весь скот белый из коз. И все это умножилось, потому что Иаков клал палки в водопойнях, и зачинали овцы, и рождались белые и пестрые, полосатые и с крапинами. Все это было делом Божиим, как говорит сам Иаков. Тогда сы­новья Лавана стали завидовать ему, и он, взяв жен своих с имуществом, тайно удалился. Лаван преследовал его, но прежде чем он настиг Иакова, Бог угрожает ему, если он жестоко поступит с Иаковом. Догнав Иакова, он, прежде всего, укорял его и спрашивал о причине тайного ухода. Когда же Иаков сказал, что он сделал это потому, что его ненавидели, и потому, что он опасался, как бы Лаван не взял от него дочерей своих, тогда Лаван требовал богов своих, которых похитила Рахиль. Когда он не нашел их, то Иаков жестоко укоряет его. Наконец, когда они поели и попили, они расстались друг с другом, воздвигнув там холм из камней, который и назвали холмом свидетельства. Тогда встретили Иакова ангелы Божии. Иаков посылает к Исаву известить его о своем прибытии. Когда посланные воз­вратились и сказали, что Исав идет с  тремястами му­жей, тогда Иаков, объятый страхом, просит Бога избавить его от угрожающей опасности, и посылает подарки Исаву. Иаков перешел поток, был благословлен и переменено было имя его. Тогда он увидел идущего Исава и разделил сво­их людей; служанок с детьми их поставил первыми, Лию с детьми второю, а Рахили с Иосифом приказал идти по­следнею; сам же пошел впереди. Исав встретил его дру­желюбно, принял от него дары и просил сопутствовать ему; но Иаков отказался. Отправившись далее, он остановился в городе сихемском Салиме. Здесь Сихем, сын царя Еммора, полюбив Дину, дочь Иакова, и растлив эту девицу, просил отдать ее ему женою, в законное супружество. Симеон и Левий сказали, что они охотно отдадут, если он обрежется с своим народом. Когда же они обрезались и были еще больны, Си­меон и Левий умертвили их. После этого Иаков боялся, чтобы соседние хананеи не напали на него, и, по повелению Божию, удалился в Вефиль, где умерла кормилица Ревекки. Когда же Бог благословил его, то, вышедши из Вефиля, он поселился за башнею Гадер. Тогда Рахиль родила несчастно, и умерла, и была погребена на дороге к Евфрафе; это — Вифлеем. Рожден­ный же ею был Вениамин. Тогда переспал Рувим с Валлою, наложницею отца своего. Затем умер Исаак, и погребли его Исав и Иаков. Излагается родословие потомков Исава, между которыми находится Иов, называемый здесь Иовавом. Иосифа возненавидели братья его за сны и за то, что отец любил его больше, чем их. Схватив его наедине, они хотели убить его; но Рувим посоветовал бросить в ров, потому что хотел, по крайней мере, избавить его от смерти. Они бросили, но потом продали его мадианитянам, по совету Иуды; одежду же его, обагрив кровью, показали отцу. Он подумал, что сын его съеден зверями и горько плакал. У Иуды родились Ир, Авнан и Силон. По смерти Ира, жену его Фамарь взял брат его Авнан и не хотел восстановить семени брату своему. Когда и он умер, то Иуда не захотел отдать Фамари в жены треть­ему сыну Силону, Фамарь, украсившись, села, как блудница, при пути. Иуда, подумав, что она действительно блудница,— так как она закрыла свое лицо, — вошел к ней, и дал ей залог: цепь, перстень и жезл. Когда после этого сделалось известным, что Фамарь зачала, то тесть ее Иуда велел сжечь ее; но она послала сказать ему, что зачала от того человека, которому принадлежит перстень. Тогда Иуда сказал: она правее меня (Быт.38:26). Когда она рождала, то сна­чала Зара показал руку, но потом убрал ее; вышел Фарес, и тогда уже Зара. Это иносказательно объясняется так: сначала, говорят, первый народ, т.е. бывшие до закона праведники, показал руку, т.е. жизнь добродетельную и ангельскую; потом дан был закон; а после того возобновилась прежняя жизнь, возведенная до высшего совершенства в царстве Христовом. Иосифа купил архимагир фараонов, Пентефрий, и поручил ему дом свой. Он не послушал госпожи, убеждавшей его совер­шить преступление; оклеветанный ею, он ввержен в темницу; и там он был начальником и изъяснил сны главному ви­ночерпию и главному хлебодару. Сбылось так, как он сказал: один был умерщвлен, а другой возведен в прежнее до­стоинство. Фараон видел во сне коров и колосья, которыми означалось плодородие и следующий затем голод. Иосиф был выведен из темницы, чтобы истолковать эти сны, потому что начальник виночорпиев указал на него. Он истолковал и дал совет для ослабления будущего голода; сделался первым по фараоне, и, собрав множество хлеба в семь лет плодо­родия, по наступлении голода продавал его желающим. При- шли и братья его купить хлеба. Не видя между ними Вениа­мина и боясь, не погубили ли они и его, он обвиняет их в соглядатайстве и говорит, что они избавятся от обвинения только в том случае, если приведут в Египет и покажут младшего брата Вениамина. Взяв из них Симеона и связав его, прочих он отпустил, дав хлеба и серебра. Когда же они, открыв мешки, увидели серебро, то изумились странному событию, и рассказав отцу случившееся, просили отпустить с ними Вениамина. Но он не хотел отпустить отрока. Когда же голод усилился и Иуда настаивал на необходимости взять Ве­ниамина, обещаясь возвратить его здравым и невредимым, тогда Иаков дал серебра вдвойне, приказав отнести и другие дары. Когда они пришли к Иосифу, он принял их благо­склонно, спросил об отце и великолепно угостил. Когда же нужно было им отправляться, он повелел вложить в ме­шок Вениамина серебряную чашу, без ведома их. Она была положена, и они взяли (мешки) и ушли; тогда Иосиф повелел начальнику дома своего догнать этих людей. Он, догнав их, укорял, что они благодетелю отплатили злом. Они, возмутив­шись, определили тому, кто будет уличен в краже, смерть, а себе рабство; чаша нашлась у Вениамина. Тогда Иуда вошел и долго говорил об отце, об Иосифе и Вениамине, и предло­жил себя самого в рабство вместо отрока; этим он возбу­дил в Иосифе такое сострадание, что тот оставил всякое притворство. Выслав всех, чтобы можно было плакать сво­бодно, он открывает себя братьям и посылает их за отцом с дарами и колесницами; это угодно было и фараону. Услы­шав о случившемся с Иосифом, Иаков обрадовался и, по по­велению Божию, отправился в Египет. Отец увидел Иосифа; это было доложено фараону; и поселился Иаков в земле Ра­мессийской. Когда издержано было серебро в Египте, люди от­давали скот и получали хлеб; когда же оскудело и это, а голод не прекращался, то отдавали себя вместе с землею, и сделавшись рабами фараона, сеяли и пятую часть плодов от­давали ему, а четыре части брали в свою пользу. Находясь при смерти, Иаков берет с Иосифа клятву не погребать его в Египте, но в гробнице отцов его. Сыновей же Иосифа, Ефрема и Манассию, включает в число не внуков, а сыновей своих. Иаков ослабел зрением, и когда он лобызал и намеревался благословить их, Иосиф поставил Ефрема по левую руку Иакова, а Манассию по правую. Иаков же положил правую руку на младшего, стоявшего по левую руку, а левую на стоящего по правую, и благословил их. Когда же Иосиф подумал, что отец сделал это по неведению и хотел исправить, то Иаков не дозволил, сказав, что делает это сознательно, а не по не­ведению. Тогда Иаков отдает исключительно Иосифу Сихем, которым овладели Симеон и Левий, и благословляет сыно­вей своих. Здесь он пророчествует о Христе: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт.49:10). Когда Иаков умер, Иосиф оплакал его, и отвез и похоронил в пещере Авраа­мовой. Братья его сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали?  (Быт.50:15), и просили его, говоря: вот, мы рабы тебе (Быт.50:18). Иосиф же заплакал и сказал им: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их (Быт.50:19-21). Иосиф прожил сто лет и ви­дел детей Ефрема до третьего рода. Он сказал братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда (Быт.50:24-25). Скончавшись ста лет, он был погребен в гробнице в Египте.

Обозрение книги Исход.Когда воцарился в Египте фараон, который не знал Иосифа, он стал изнурять израильтян грязною работою и де­ланием кирпичей. Он приказал и повивальным бабкам умерщвлять младенцев израильских мужеского пола; так как они не послушались, то он вменил это народу в пре­ступление. Тогда родился Моисей из колена Левиина, и роди­тели вынесли его в корзине. Вышла дочь фараона и, взявши младенца, отдала его на воспитание. Сделавшись взрослым, Моисей вышел к сынам израильским, узнал о притеснении и увидел египтянина, бьющего одного еврея. Осмотревшись кругом и не видя никого, он убил египтянина и скрыл его в песке. Вышедши в другой день, он видит двух ссоря­щихся евреев и говорит одному из них: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина (Исх.2:13-14)? Моисей убоялся, фараон же, узнав о случившемся, искал убить Моисея. Моисей, убоявшись, удалился в землю мадиамскую, и помог дочерям Иофора напоить (скот). Они рассказали отцу о случившемся и привели к нему Моисея. Иофор отдает ему женою дочь свою, которая и родила Моисею Гирсама и Елиезера. Когда он пас стадо, Бог вступает с ним в разговор. Он подошел и увидел чудо с кустом, который горел и не сгорал. Бог посылает его в Египет, говоря: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам (Исх.3:14). Бог повелевает со­звать совет старцев и затем войти к фараону, а также ска­зать народу, чтобы он, выходя, взял от соседей золотые и серебряные сосуды; дает ему знамения для удостоверения: жезл, который обратился в змия, изменение руки его, которая стала бела, как снег, и опять получила прежний цвет, и воду реки: вылей на сушу говорит, и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше (Исх.4:9). Моисей отказывался; Бог же разгневался, и присоединил к нему Аарона. Моисей объявил тестю своему Иофору, что он намеревается отправиться в Египет. По смерти царя, искав­шего души его, Бог говорит ему: пойди, возвратись в Египет (Исх.4: 19). Он взял детей и жену, и пошел. Потому является ему ангел и угрожает ему, не из-за обрезания, — если бы из-за обрезания, то ангелу следовало бы удалиться не прежде того, как мать обрезала бы и другого сына, — но для того, чтобы он не брал жены в Египет, — потому что он был послан не жить там, но вывести израильтян, что и сам он понял, и отпустил жену. Откуда видно, что он отпустил ее? Из того что, когда он вышел из Египта, встретил его тесть Иофор с женою его. Приходит к Моисею Аарон, и оба они созвали старейшин израильских и объявили им сказанное Богом те возрадовались. Когда они вошли к фараону и требовали чтобы он отпустил народ, то царь не только не согласился, но еще больше стал притеснять израильтян, повелев не да­вать им мякины, чтобы они сами доставали ее себе. Когда писцы подвергались наказанию за то, что дело не исполнялось, то пришли они к фараону, но не имели никакого успеха. Тогда они стали кричать против Моисея, — и он опять посылается к израильтянам возвестить им об исходе. Они же не слу­шали Моисея по малодушию своему. Здесь излагается родосло­вие Моисея, и Бог говорит ему: Я поставил тебя Богом фараону (Исх.7:1), и посылаете его к фараону, повелев показать знамение, если бы потребовал царь, именно превращение жезла в змия. Когда жезл обращен был в змия, и однако, царь не согла­сился, то вода реки превращается в кровь, земля наполняется жабами, потом появились скнипы, мухи, затем мор скота, струпы, град и огонь, саранча и тьма непроницаемая. Когда же должно было произойти умерщвление первенцев, израильтяне получают повеление заколоть агнца мужского пола, непороч­ного, и кровью его помазать пороги, потому что сказано было: не погибнут находящиеся в том доме, на котором будет кровь агнца. Тогда же дается им закон о семи днях опресноч­ных; и Бог повелевает им соблюдать этот праздник по пришествии в землю обетованную. Если спросят вас, говорит Он, сыны ваши, скажите: это пасхальная жертва Господу (Исх.12:27). Когда в полночь началось истребление первенцев египтян, тогда они изгнали израильтян из Египта. Израильтяне вышли, взяв с собою сосуды серебряные и золотые, много присоеди­нившегося к ним народа, овец, волов, и другой скот. Пре­бывание в Египте и в земле ханаанской сынов израильских, как их, так и отцов их, продолжалось четыреста тридцать лет. И сказал Бог: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота (Исх.13:2), — потому что Он умертвил пер­венцев египетских. Не повел их Бог чрез землю фили­стимскую, чтобы они не переменили намерения, в виду войны, и не возвратились в Египет, но повел — чрез Чермное море. В пятом поколении вышли сыны Израилевы из Египта; Мои­сей взял и кости Иосифа. Бог указывал путь Израилю ночью столпом огненным, а днем столпом облачным. Когда фара­он, передумав, погнался за ними, то Моисей ударил жезлом по морю, и оно расступилось; когда же израильтяне прошли, то оно соединилось над египтянами и потопило их. И воспел Моисей песнь, воспела и Мариам с женами. Они пришли к Мерре, где была горькая вода, и Моисей сделал ее сладкою по­средством дерева. Потом пришли они туда, где было двенад­цать источников и семьдесят финиковых деревьев; это ме­сто называлось Елим. Оттуда они пришли в пустыню между Елимом и Синаем. Здесь, в пустыне, израильтяне возроптали, требуя мяса. Тогда ниспослана была им манна. Потом послал им Бог коростелей. Здесь Бог повелел относительно манны, чтобы ее не запасали на завтрашний день, потому что, когда ее собирали много, не было излишка, и, когда мало, не было недо­статка. Но они ослушались, и оставленное наполнялось червями. Бог сказал: не выходите собирать манну в субботу; но они ослушались и в этом, выходили, но не находили ее. Моисей повелевает положить часть манны в золотой сосуд для по­следующих поколений. Манну израильтяне ели сорок лет. Тогда же они возроптали вследствие жажды. Моисей ударил в камень, и потекла вода. Амаликитяне вышли на войну с Из­раилем, и Иисус Навин обратил их в бегство; пока руки Моисея были подняты, одерживали победу израильтяне; а когда он опускал их, тогда они были побеждаемы; это было образом креста. Аарон и Ор стояли, поддерживая руки Мои­сея. ИИ сказал Господь к Моисею: напиши сие для памяти в книгу (Исх.17:14). Приходит Иофор, тесть Моисея, с женою его, и ради Моисея, и ради народа. Писание называет его зятем не в точном смысле. Моисей рассказывает тестю о чудесах; он удивляется. Когда же он увидел, что весь народ стоит перед Моисеем, который не имеет возможности судить всех, то говорит ему:  ты же усмотри себе из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками и письмоводителями (Исх.18:21). Мои­сей сделал так и взошел на гору. Бог повелел ему ска­зать народу, что они будут царством священников, Божиих, на­родом святым, если будут послушны. Они отвечали: всё, что сказал Господь, исполним и будем послушны (Исх.19:8). Тогда он пове­левает народу быть чистыми до третьего дня и вымыть одежды свои. Здесь сказано то, что повторено и у апостола в послании к евреям: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (Евр.12:20). Тогда задымилась гора, загремели звуки труб. Моисей получает заповеди закона, десятословие, и прочие поста­новления. Выражение же: судей не злословь, сказано не об идолах, но о начальниках, потому что прибавлено: и начальника в народе твоем не поноси (Исх.22:28). Израильтянам обе­щается, если будут послушны, много благ, — именно, что они овладеют народами, наследуют землю, что вода и хлеб их будут благословенны, что они будут избавлены от всякой бо­лезни, не будет между ними ни бесплодной, ни бесплодного, ни преждевременной смерти, что пределы их будут простираться от Чермного моря до земли филистимской, от пустыни до Евфрата. Тогда Моисей принес жертву, половину крови возлил на жертвенник и, взяв кровь, окропил ею народ. Об этом упоминает и Павел в послании к Евреям, говоря: первый завет был утвержден не без крови (Евр.9:18). Моисей полу­чает повеление взойти на гору и взять скрижали. Был он там сорок дней и сорок ночей. Выслушал (повеления) об устройстве скинии и всех ее принадлежностей, о священной одежде, о помазании священников и о выкупах, которые со­стояли в том, чтобы каждый давал половину дидрахмы, т.е. десять оволов; Бог дает заповедь о составлении елея и о со­блюдении субботы. Между тем израильтяне восстают против Аарона и впадают в идолопоклонство. Тогда Бог говорит Моисею: оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя (Исх.32:10). Когда Моисей, сходя, увидел тельца и веселящийся народ, то бросил скрижали и разбил их, уко­рил Аарона и дал повеление пришедшим сынам Левииным, сказав: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек (Исх.32:26,27,28), и пали три ты­сячи мужей. Тогда Моисей, взойдя, говорит Богу: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх.32:32). Тогда народ стал плакать и получил повеление снять украшения свои. Здесь сказано: и говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исх.33:11). Иисус же Навин не выходил из ски­нии. Тогда Моисей просит Бога, чтобы Он не оставлял народ, и, вытесав две скрижали, получает десятословие, пробыв на горе опять сорок дней и сорок ночей. Опять ему дается пове­ление о пасхе, о субботе, об истреблении богов языческих, о посвящении Богу первенцев. Здесь сказано, что Моисей гово­рил народу под покрывалом, о чем и Павел говорит во втором послании к Коринфянам (2Кор.3:13). Тогда даются им заповеди о субботе и о веществе, которое должно быть упо­треблено на строение скинии, т.е. о золоте, меди, кожах и про­чих веществах. Они приносили это с великим усердием, так что оказался даже излишек. Все относящееся к устрой­ству скинии, исполняли Веселиил из колена Иудина и Елиав из колена Данова; и воздвигнута была скиния, и облако осе­нило ее. На эту постройку употреблено золота двадцать девять талантов и семьсот сиклей, серебра сто талантов и семьсот семьдесят два сикля и меди семьдесят талантов и две тысячи пятьсот сиклей.Обозрение книги Левит.Эта книга называется Левит потому, что содержит в себе описание всего левитского служения, и того, как Аарон и сыновья его избираются из колена Левиина и помазываются во священники; (она излагает) также все разнообразие жертв, весь порядок богослужения в храме и священнического служения. Излагаются и законы о каждой жертве, — спасения и жертве за вольное и невольное прегрешение; объясняется и то, как должно каждое из приношений разделять и возносить.Даются указания о дне трубном (празд­нуемом) в новомесячие седьмого месяца; также заповедь о великом посте, который называется субботою суббот и отпуще­нием грехов, заповедь, чтобы евреи совершали его в седь­мой месяц, в десятый день месяца. Содержится поста­новление о празднике кущей, в 15 день того же месяца и о других праздниках и о том, какие во время их должно де­лать приношения; также об освобождении купленных евреев, о прощении долгов, об успокоении земли, которое должно быть в седьмой год. Излагается снова напоминание о всех законах, повелениях и свидетельствах; приводятся обетования соблюдаю­щим их и жесточайшие угрозы нарушающим. Называется раз­личие чистой и нечистой пищи на следующих основаниях: из скотов чистыми называются те, у которых раздвоены копыта и на копытах глубокой разрез, и которые отрыгают жвачку, — каковы: теленок, овца, коза, олень, буйвол, серна, газель, анти­лопа, трагелаф, камилопард и подобные. Если же у них чего-нибудь из этого не достает, то они не чисты, — каковы: верблюд, тушканчик и заяц, потому что хотя они и отрыгают жвачку, но у них не раздвоены копыта; также свинья, потому что, хотя у нее раздвоены копыта, но она не отрыгает жвачки. Из птиц запрещается употреблять в пищу следующих: орла, грифа, морского орла, коршуна, сокола, ворона, и подобных им, ястреба и ему подобных, филина, рыболова, ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цаплю, зуя и подобных им, удода и нетопыря. Из пре­смыкающихся крылатых называются нечистыми все, ходящие на четырех ногах, кроме тех, которые имеют выше ног голени, чтобы скакать по земле, — каковы: саранча, питтак, аттак и подобные им, и офиухос. Из животных, живущих в во­дах, в море, в реках и в потоках, называются чистыми те, которые имеют перья и чешую, — каковы: барвена, скар, главк, головень, и подобные им. Те же, у которых не до­стает чего-нибудь из этого, нечисты и не должны быть упо­требляемы в пищу, как например каракатица, потому что она хотя имеет перья, но чешуи у нее нет. Из пресмыкающихся по земле называются нечистыми следующие: крот, мышь, яще­рица, землеройка, хамелеон, аскалеват, савр и аспалак. О змее же и тому подобных излишне было и упоминать, — так как очевидно было, что они для всех отвратительны и мерзки. Впрочем и об них упомянуто во Второзаконии. Еще содер­жатся постановления о трупах, как вещах оскверняющих, о крови и о женах рождающих. Сименоточивый признается не­чистым на семь дней.Об отвержении идолов говорится так: не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш (Лев.26:1). К этому присовокупляются следующие угрозы нарушителям: Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою. Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, — то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их (Лев.26:13-16). Вот что содержит эта книга вместе с другими повелениями и заповедями; этим она заканчивается.Обозрение книги Числ.