Приведем пример. Сидит человек у себя дома, пьет чай и смотрит в окно. И вот в какой-то момент ему в голову «неизвестно откуда» приходит некоторый помысел — он вдруг вспоминает, что неподалеку от дома началась стройка и вчера туда завезли кирпич. А ему как раз нужен кирпич для ремонта. «Может быть, сегодня вечером пойти туда и взять? — говорит помысел. — Тем более что нужно-то всего штук сто, не больше». И человек начинает обдумывать эти принесенные злым духом мысли. Ум человека, по словам святых отцов, подобен непрерывно вращающимся мельничным жерновам, которые перемалывают все, что в них будет брошено. Подобно жерновам, ум анализирует и обдумывает все те мысли, которые в него попадают. И вот постепенно у человека созревает план, как наилучшим способом взять кирпич со стройки и доставить домой. И если человек не остережется, то действительно в конце концов исполнит внушение демона — впадет в грех воровства. Выражаясь полукриминальным языком нашего времени, демон провел спецоперацию по совращению человека в грех, спецоперация прошла успешно…

Следует сказать еще, что время, которое проходит от появления помысла в уме до совершения греха на деле, может быть очень разным. Святые отцы говорят, что бес иногда с величайшим терпением в течение долгих лет склоняет подвижника к какой-либо страсти или греху — до тех пор, пока не увидит результата своих трудов. Иногда же бывает, что все пять стадий помысел проходит практически мгновенно. Часто так происходит, например, при впадении человека в грех блуда или прелюбодеяния.

Следует также помнить, что если человек порабощен греху, то он является жалким рабом греха и диавола. При этом внешняя свобода человека не имеет значения. Если, например, какой-нибудь царь, или президент, или начальник, или просто великий талантливый человек — писатель, ученый, артист — порабощен греху, то никакой он не царь, не властитель и не великий, а жалкий и презренный раб греха. И наоборот, часто нищие и смиренные монахи, у которых нет ни денег, ни власти, ни особых талантов, имеют высшую свободу — свободу от греха и диавола.

Для иллюстрации этой мысли можно указать на случай, происшедший с преподобным Варсонофием Оптинским, посланным к умирающему Льву Толстому. Толстой был известен своими антицерковными кощунственными выступлениями и находился в разрыве с Церковью. Отец Варсонофий поехал к нему с той надеждой, что, может быть, перед смертью он захочет покаяться и вернуться в Церковь. Тем более, что в последнее время жизни Толстой как будто бы сам тяготился таким разрывом и метался в поисках решения мучающих его вопросов. Однако, как видно, великий писатель всей своей предшествующей деятельностью дал диаволу слишком много прав над собой, и тот уже не захотел расставаться с принадлежащей ему добычей. Из миссии отца Варсонофия ничего не вышло — окружение Толстого не допустило его к писателю, и тот так и скончался без покаяния и в разрыве с Церковью. Когда старец вышел оттуда, его окружили корреспонденты. «Вот мое интервью, — сказал он им, — записывайте! Хотя он был и Лев, а не смог разорвать кольца той цепи, которой сковал его сатана».

Из этого случая хорошо видно, что через грех диавол приобретает права на человека, и чем больше мы совершаем грехов, тем больше прав имеет диавол. Соответственно тем меньше у нас остается свободы. Иногда это бывает явно для всех, — когда, например, какой-нибудь человек становится бесноватым. Но такое случается редко, большей частью диавол старается до времени не показывать своей власти. Однако рано или поздно непременно наступает момент (как правило, при разлучения души с телом), когда эта власть встает в полный рост и заявляет свои права на душу человека, и противопоставить ей тогда бывает уже нечего… Человек, который освободился от власти греха и диавола, получает и еще одну, самую высшую свободу — свободу от смерти. Ведь державу смерти, по слову апостола Павла, имеет диавол, и потому избавление от диавола есть также избавление и от смерти. Преподобный Силуан Афонский говорит, что истинная свобода может быть только там, где есть бессмертие, потому что если его нет, то человек неизбежно является рабом смерти. Именно к этой истинной, великой и вечной свободе призваны все христиане. И выкуплены они из рабства диавола не деньгами, не серебром и золотом, но драгоценной Кровью Пречистого Агнца Христа. Если же это так, если мы выкуплены Кровью Сына Божия, то не будем, братия и сестры, снова отдавать себя в позорное рабство греху, не будем добровольно порабощать себя диаволу. Да не случится с нами по известной пословице: вымытая свинья идет валяться в грязи. Напротив, противостанем злобному искусителю с твердостью, будем подвизаться против греха, и враги наши не устоят, ибо они уже побеждены Христом. Нам же только нужно усвоить себе эту победу. Оружия, которыми побеждается враг, известны: это молитва, покаяние, Исповедь, Причастие и жизнь по Евангельским заповедям. Если мы будем по силам вести такую брань, то мало-помалу начнем освобождаться от уз греха и от власти кровопийцы диавола, начнем приобретать свободу детей Божиих и таким образом в свое время непременно явимся чадами Воскресения, народом святым, наследниками вечной жизни о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь. Средство борьбы с унынием и отчаянием