Накануне исповеди

Итак, покаяние должно сопровождаться сокрушением сердца и плачем о грехах. Слезы покаяния необходимы всем, и без них нет спасения. Один святой муж, проходя мимо кладбища со своими учениками и увидав вдову, с воплем и рыданиями проливавшую слезы над могилой мужа, сказал ученикам: "Как убивается эта вдова на могиле, так и нам необходимо убиваться о душе своей, которую мы уморили грехами своими и похоронили на чуждой ей земле мира и похотей плотских".

Сокрушаясь всем сердцем о своих грехах и проливая слезы покаяния, кающийся должен принести искреннейший обет Богу разорвать узы, связывающие его с грехом, и исправить свою жизнь. Кающийся должен всей душой возненавидеть грех, гореть внутренним желанием противостоять его соблазнам, истребить в себе противление Богу и возжечь желание исполнять Его заповеди, словом, совершить внутренний переворот, переломить свою волю.

"Ибо не просто воздержание от зла, - говорит прп. Макарий, - является очищением, но истребление его из совести является полным очищением. Войди, кем бы ты ни был, через твои помышления к душе твоей, военнопленной и рабе греха, и рассмотри до дна мысли твои, и исследуй глубину мыслей, - и увидишь в недрах души твоей ползающего и гнездящегося змея, убивающего тебя, отравляющего по частям душу твою. Ибо неизмеримая бездна - сердце; но если убьешь этого змея, похвались перед Богом чистотой твоей".

Подвиг покаяния также должен сопровождаться молитвой с надеждой на Иисуса Христа, и молитва поддержит нас. Когда, по причине твоей порочности и власти греха над душой, тобой овладеет уныние и, Боже упаси, отчаяние в Божием милосердии, скажи из глубины души вместе с Метафрастом: "Знаю, Владыка мой, что беззакония мои превзошли голову мою, но безмерно множество щедрот Твоих и неизреченна милость незлобивой Твоей благодати, и нет греха, побеждающего Твое человеколюбие. Удиви же, Пречудный Царь, незлобивый Господи, и на мне, грешном, милость Твою, покажи силу благости Твоей и яви крепость благовременного милосердия Твоего, и прими меня, обращающегося к Тебе грешника. Я уповаю на Тебя, Боже мой! Если есть для меня надежда спасения, если человеколюбие Твое без числа превышает множество беззаконий моих, будь мне Спасителем и по щедротам Твоим и милостям Твоим ослабь, оставь мне все, в чем я согрешил перед Тобой, ибо множеством зол наполнилась душа моя, и нет во мне надежды на спасение".

Ты - грешник, ты постоянно падаешь. Научись вставать, позаботься о том, чтобы найти эту мудрость. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, - внушенный Царю и пророку Давиду Духом Святым, и читай его с искренней верой и упованием. После твоего искреннего раскаяния, выраженного словами Царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир своих душевных сил.

Приготовившись достойным образом, осознав и оплакав грехи свои, ощутив в себе решимость исправить свою жизнь, христианин должен исповедать грехи свои перед священником. Исповедь, безусловно, необходима для очищения души. Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато будешь здоров. Это значит, что надо на исповеди без утайки открыть все свои срамные дела духовнику, хотя и больно, и стыдно, и позорно, и унизительно. В противном случае рана останется неизлеченной и будет болеть, и ныть, и подтачивать душевное здоровье, останется закваской для других душевных болезней или греховных привычек и страстей.

Священник - врач духовный; покажи ему раны, не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновней доверчивостью. Ведь духовник - твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви, за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала такой нечистой, исполненной страстей и греховных навыков? Оттого, что очень многие скрывают свои душевные раны или язвы, от чего они и болят, и раздражаются, и нельзя их никак исцелить.

Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом. Для того и установлено здесь краткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся через здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на Страшном Суде Христовом.Наконец, каждый искренне кающийся и исповедующий свои грехи должен знать, что его покаяние, давая ему душевное спокойствие и радость очищения от греха, в то же время является предметом радости на небе.Как тебе приятно бывает, как весело, когда ты найдешь какую-либо потерянную нужную и ценную вещь! Ты готов скакать от радости. Вообрази же, как приятно Отцу Небесному при виде пропадавшего чада Своего, человека-грешника, но нашедшегося, при виде погибавшей и ожившей овцы Своей, при виде утраченной и найденной драхмы Своей, этого живого образа Божия - человека! Невозможно описать этой радости! Радость у Отца Небесного о пропадавшем и нашедшемся блудном сыне Своем так велика, что заставляет радоваться все любящее и доброжелательное небо, ибо радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся.Погибающие братья и сестры! Возвратитесь с пути погибели к Отцу Небесному! Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное!52. По книге "Уроки благодатной жизни" по руководству о. Иоанна Кронштадтского. С. 51 - 57.Глава шестая. Об исповедиВеликая власть священников в Таинстве исповеди