Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Божий— можем вырастать в то, что было во Христе и что было в апостолах,

то есть в группу людей, которые обладают более величественным видением, чем

мир, большим масштабом, чем мир, так чтобы Церковь от начала могла содержать в

себе все это: могла быть причастной ко всем условиям существования человека и

поэтому могла вести человечество к спасению. Однако мы не таковы. Мы

измельчали, потому что сделали из Бога идола, а себя превратили в рабов. Мы

должны восстановить сознание того величия, которое Бог явил во Христе, того

величия человека, которое Христос открыл нам. И тогда мир сможет начать верить,и мы сможем стать соработниками Бога в деле всеобщего спасения.Вера Божия в человекаВера Божия в человека105Наше сегодняшнее говение проходит под знаком преддверия Рождества Христова,и мне хотелось бы подумать с вами вместе над тем, что представляет собойРождество для нас, людей, и поговорить не о богословии самого Рождества, а отом, как оно отражается в нашей жизни.Мне кажется, что Рождество Христово нам говорит, во-первых, о вере Божией вчеловека, во-вторых, о нашей ответственности по отношению к этой вере и к тому,что она означает для Бога и для нас, и наконец, о той надежде, которуюРождество Христово, воплощение Сына Божия, должно вызывать в нас: надежду непустую, не безответственную, а вдумчиво-серьезную, которая требует от насответа всей жизнью, всем нашим существованием.Тема о вере Бога в человека не так часто является темой разговора,размышления, а вместе с тем это такая потрясающая тема! Бог вызвал нас всех,все человечество, из небытия. Каждого из нас Он из того же небытия вызывает ксуществованию, без Его воли не рождается никто, и поэтому с первого моментанашего существования между Богом и нами очень глубокая связь. Он нас позвал—мы встали перед Ним, Он произнес слово, которое оказалось силой, приведшей наск бытию. И, может быть, стоит задуматься над тем, что в книге Откровения намсказано, как в конце времен, после Второго пришествия Господня, каждый из насполучит имя, которое знают только Бог и тот, кто это имя получает(Откр2:17). Не означает ли это имя, неизвестное больше никому, что каждыйиз нас для Бога— единственный, неповторимый и что отношение с Богомкаждого из нас абсолютно неповторимо, ни с чем не сравнимо, что человечествоявляется как бы все нарастающей, громадной и дивной мозаикой, где каждый из наспредставляет собой один камушек,— но камушек, на котором держится всямозаика? Вынь один из них— начинает расшатываться все здание, всемироздание. И каждого из нас Бог творит, вызывает к бытию по невыразимой и,по-человечески говоря, непонятной любви к нам. Непонятной, потому что Он знает,каковы мы, мы и сами знаем, как мы неотзывчивы на любовь— и начеловеческую, и еще больше на Божественную. И Бог каждого из нас вызывает кбытию для того, чтобы мы вступили в таинство взаимной с Ним любви. Он являетсядля всего мироздания Женихом, и каждая человеческая душа является как бы