Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

он отвечает: «Твой брачный пир мне не нужен, у меня свой!»

Вот ответы, которые так часто мы даем Богу, вот где начинается ответность

или ответственность наша. Бог в меня поверил, Бог мне, как Жених, предложил

Свою любовь, а я Ему отвечаю: Твои дары— да, принимаю, а Ты—

повремени. Когда истощится все земное, тогда я, может, успею обернуться к

небесному и прийти к Тебе. Как может Бог верить в такого человека? Как может

Бог по вере нас создать, верой нас одарить и жизнь Свою дать для того, чтобы

этот неверный человек опомнился? Тут тоже на что-то отвечать надо, не в порядке

ответственности перед законом, а в порядке внутреннего ответа. Бог стал

человеком. Посмотри в эти ясли: там лежит беспомощный Ребенок, Младенец,

Который зависит всецело от того, что над Ним совершат, что Ему сделают. Бог во

всем Своем могуществе, во всей Своей славе предлежит перед нами в образе

бессильного, хрупкого, от нас до конца зависящего Ребенка— уязвимого,

Который над Собой не имеет власти.

А что над Ним будет сделано— мы знаем. Божией Матерью Он принят, Она

стала святилищем храма. Святое святых107

и Она теперь стали одно и то же. Она является местом пребывания Всесвятого

Бога, пришедшего плотью— плотью, которая вся пронизана Божеством. Иосиф в

смущении, в колебании боролся с самим собой до момента, когда ангел ему открыл

тайну Воплощения (Мф1:20—21). Мудрецы шли, шли за звездой

(Мф2:1—10), которая их вела, как говорит церковная песнь108, к Солнцу правды, к

Божественному сиянию. И в Нем они каким-то непостижимым для нас образом узнали

человека, обреченного на смерть, Бога, пришедшего плотью, и Царя, Который лежит

беззащитный в яслях, отвергнутый всеми в той деревне, где Пречистая Дева и

Иосиф искали себе пристанище. Пастухи с чистым сердцем пришли по свидетельству

ангелов и поклонились Ему, но уже в ту ночь началось Его отвержение. Как

ответило человечество, как ответил каждый человек на Его воплощение? Пречистая

Дева стучалась в каждую дверь, ища пристанища, где родить Своего Сына, и каждая