Митрополит Сурожский Антоний. Труды

одном-единственном слове «Утешитель». Но Спаситель также говорит о Святом Духе,

что Он есть Дух Истины, и все, что Он скажет нам, Он возьмет из того, что

Спаситель Христос Сам говорил, и раскроет это перед нами (Ин16:13—15).

Поэтому одна из черт подлинной духовности— это соответствие и учения, и

веры, и жизни с учением Спасителя Христа. Это очень важно, потому что Господь

есть явление истины, есть Сама Истина, пришедшая в мир. И подлинная духовная

жизнь не может быть основана ни на чем ином, как на Его откровении Себя Самого

и тайн Божиих и воли Божией в Нем. И, наконец, если мы говорим о каких-токритериях духовности, о том, что может показать нам— и другим,— чтов нас есть жизнь Божия, жизнь Святого Духа, мы можем обратиться к несколькимместам Священного Писания, в частности, кроме заповедей блаженства, о которых яуже говорил, к одному очень важному отрывку из Послания к Колоссянам, в третьейглаве. Здесь апостол Павел говорит о дарах, характеризующих тех, кто живетДухом Святым:Итак, облекитесь как избранные Божии, святые ивозлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: какХристос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая естьсовокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, ккоторому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово давселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте другдруга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая всердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте воимя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол3:12—17).Я сказал раньше, что одно из характерных свойств подлинной, здоровойдуховной жизни— это трезвость. Мы знаем из обычного русского языка, чтозначит трезвость по сравнению с опьянением, с нетрезвостью. Опьянеть можноразлично, не только вином: все, что нас настолько увлекает, что мы уже не можемвспомнить ни Бога, ни себя, ни основные ценности жизни, есть такое опьянение. Иэто относится не только к вещам, стоящим вне области Божией: можно быть так жеувлеченным церковными ценностями, а не только мирскими. В некотором смысле бытьувлеченным церковными ценностями более опасно, потому что такое увлечениесводит эти ценности на уровень идолов, кумиров, ложных божков, которым мыпоклоняемся.Это не имеет никакого отношения к тому, что вначале я назвал вдохновением:вдохновением ученого, художника, кому Богом открыто видеть за внешней формойтого, что его окружает, какую-то глубокую сущность, которую он извлекает,выделяет, выражает звуками, линиями, красками и делает доступной окружающимлюдям— невидящим. В свое время Георгий Федотов написал замечательнуюстатью о Духе Святом в творчестве: это не опьянение127. Но когда под влиянием красоты, илилюбви, или знания мы забываем именно этот смысл, который раскрывается ими, иделаем предметом наслаждения то, что должно быть предметом созерцания,—