Митрополит Сурожский Антоний. Труды

и тайн Божиих и воли Божией в Нем. И, наконец, если мы говорим о каких-то

критериях духовности, о том, что может показать нам— и другим,— что

в нас есть жизнь Божия, жизнь Святого Духа, мы можем обратиться к нескольким

местам Священного Писания, в частности, кроме заповедей блаженства, о которых я

уже говорил, к одному очень важному отрывку из Послания к Колоссянам, в третьей

главе. Здесь апостол Павел говорит о дарах, характеризующих тех, кто живет

Духом Святым:

Итак, облекитесь как избранные Божии, святые ивозлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: какХристос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая естьсовокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, ккоторому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово давселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте другдруга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая всердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте воимя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол3:12—17).Я сказал раньше, что одно из характерных свойств подлинной, здоровойдуховной жизни— это трезвость. Мы знаем из обычного русского языка, чтозначит трезвость по сравнению с опьянением, с нетрезвостью. Опьянеть можноразлично, не только вином: все, что нас настолько увлекает, что мы уже не можемвспомнить ни Бога, ни себя, ни основные ценности жизни, есть такое опьянение. Иэто относится не только к вещам, стоящим вне области Божией: можно быть так жеувлеченным церковными ценностями, а не только мирскими. В некотором смысле бытьувлеченным церковными ценностями более опасно, потому что такое увлечениесводит эти ценности на уровень идолов, кумиров, ложных божков, которым мыпоклоняемся.Это не имеет никакого отношения к тому, что вначале я назвал вдохновением:вдохновением ученого, художника, кому Богом открыто видеть за внешней формойтого, что его окружает, какую-то глубокую сущность, которую он извлекает,выделяет, выражает звуками, линиями, красками и делает доступной окружающимлюдям— невидящим. В свое время Георгий Федотов написал замечательнуюстатью о Духе Святом в творчестве: это не опьянение127. Но когда под влиянием красоты, илилюбви, или знания мы забываем именно этот смысл, который раскрывается ими, иделаем предметом наслаждения то, что должно быть предметом созерцания,—тогда мы теряем трезвость. В церковной жизни это бывает так часто и такразрушительно, когда люди в церковь приходят ради пения, ради тех эмоций,которые вызываются стройностью или таинственностью богослужения, когда уже неБог в центре всего, а переживание, которое является плодом Его присутствия.И одна, опять-таки основная, черта православного благочестия, православнойдуховности— это трезвость, которая переносит все ценности, смысл всего отсебя на Бога. Это выражается порой почти страшно. Когда я совершаю похороны, я