Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

и тайн Божиих и воли Божией в Нем. И, наконец, если мы говорим о каких-то

критериях духовности, о том, что может показать нам— и другим,— что

в нас есть жизнь Божия, жизнь Святого Духа, мы можем обратиться к нескольким

местам Священного Писания, в частности, кроме заповедей блаженства, о которых я

уже говорил, к одному очень важному отрывку из Послания к Колоссянам, в третьей

главе. Здесь апостол Павел говорит о дарах, характеризующих тех, кто живет

Духом Святым:

Итак, облекитесь как избранные Божии, святые и

возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как

Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть

совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к

которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да

вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг

друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в

сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во

имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол3:12—17).

Я сказал раньше, что одно из характерных свойств подлинной, здоровой

духовной жизни— это трезвость. Мы знаем из обычного русского языка, что

значит трезвость по сравнению с опьянением, с нетрезвостью. Опьянеть можно

различно, не только вином: все, что нас настолько увлекает, что мы уже не можем

вспомнить ни Бога, ни себя, ни основные ценности жизни, есть такое опьянение. И

это относится не только к вещам, стоящим вне области Божией: можно быть так же

увлеченным церковными ценностями, а не только мирскими. В некотором смысле быть

увлеченным церковными ценностями более опасно, потому что такое увлечение

сводит эти ценности на уровень идолов, кумиров, ложных божков, которым мы

поклоняемся.

Это не имеет никакого отношения к тому, что вначале я назвал вдохновением: