Митрополит Сурожский Антоний. Труды

воли ко всему этому,— чтобы благословить Бога в момент, когда все самое

дорогое у нас отнимается… Вот это момент предельной, может быть, трезвости

православного богослужения. Благослови Господа— потому что центр в Нем,

не в тебе, даже не в том любимом человеке, которой лежит теперь мертвый перед

тобой. Этот человек нас собрал не своей смертью, а своей жизнью, и привел пред

лицо Божие созерцать пути Божии, тайны Божии, поклониться в ужасе и

благоговении перед Богом, Который остается и в эти страшные моменты Богом

любви.Но мы стоим перед этой проблемой, перед задачей трезвости, и каждый раз,когда становимся на молитву. Первые слова обычной вечерней или утренней молитвы:Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В чье имя становимся мы на молитву?Во имя Божие, ради Бога— не ради себя. Даже не потому, что я в отчаяннойнужде, а потому, что Бог есть Тот, перед Которым я поклоняюсь, Тот, Которыйявляется центром, смыслом и целью жизни. И эти первые слова должны определитьвесь ход нашей молитвы. Я уже упоминал слова епископа Феофана о том, что намнадо становиться на молитву со всем вниманием, всем благоговением, на которыемы способны, и с волей, чтобы в нас совершилось все, что захочетГосподь,— и только это. В Его имя: разумеется, это не значит, что мы тутни при чем. Воля Божия— спасение наше, воля Божия— чтобы и мыприобщились к Его вечной жизни и вечной славе. Но на пути мы должны думать оНем.Мне вспоминается юноша, который в какой-то момент жизни, вдруг переживвеличие Божие и непостижимую Его близость, поклонился до земли и сказал:«Господи! Если для Твоей победы и славы нужна моя погибель— да будеттак». Разумеется, это в своем роде безумные слова, потому что слава Божия—в спасении человека, слава Божия, по слову Иринея Лионского,— эточеловек, достигший всей полноты своей. Но с нашей стороны должна быть именноготовность любой ценой послужить Богу. И начинается это в молитве, когда мыпросим о том, чтобы мы были изменены самым глубинным, самым решительнымобразом, дабы прославился, воссиял Бог, по слову Евангелия— чтобы, видядобрые дела наши, прославили бы люди Отца нашего, Который на небесах(Мф5:16). И здесь требуется огромная строгая, подвижническая настроенность.Этим объясняется, что отцы Церкви, подвижники нам говорят: каково бы ни былотвое расположение, настроение, состояние телесное или душевное— необращай на них никакого внимания, стой перед Богом и молись, твори волю Божию,каковы бы ни были последствия. Когда мы молимся, чтобы Господь Дух Святой наснаполнил, мы должны молиться о торжестве Божием, зная, что Его торжество—и в нашем спасении, но думая о Нем, как мы думаем о любимом человеке, стремясь,чтобы наша жизнь была Его славой, Его победой.Если бы мы были так настроены, то всегда могли бы молиться, мы не ставили бывопрос о том, что мы устали, унылы, что настроения нет, что нас что-тоотвлекает, потому что считали бы именно эти препятствия причиной, почему нам