Митрополит Сурожский Антоний. Труды

образования, он является одним из наиболее авторитетных православных богословов

мира, почетным доктором богословия двух университетов и двух православных

духовных академий. В течение своей долгой жизни Владыка Антоний мало писал; при

этом он— автор более двадцати книг на многих языках мира. Основу

литературного наследия Владыки Антония составляют его проповеди и беседы,

произнесенные в разных аудиториях и распечатанные с магнитофонной ленты. В

1970-е и 1980-егоды эти беседы имели широкое хождение в самиздате;

начиная с 1991года, они регулярно публикуются в России.Настоящий очерк не ставит целью дать исчерпывающий анализ богословскихвзглядов Владыки Антония или сопоставить их с учением Отцов Церкви по тем илииным вопросам. Мне бы хотелось здесь в более общем плане определить место,которое, на мой взгляд, занимает богословие Владыки Антония в контекстеправославной святоотеческой традиции.Кто такие Отцы Церкви?В богослужении Недели Православия наша вера определяется как вераапостольская, вера отеческая, вера православная1.А святитель Афанасий Александрийский говорит о «первоначальном Предании» и о«вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы,сохранили Отцы»2. Такимобразом, святоотеческое наследие мыслится как прямое продолжение учения Христаи апостолов и писания Отцов представляются неотъемлемой частью православногоПредания. Но что такое святоотеческое богословие и кто такие Отцы Церкви?В учебниках по патрологии, составленных русскими авторами XIXвека,можно встретить указание на три основных признака, по которым следует отличатьОтца Церкви от обычного богослова: святость жизни, правильность учения идревность. Все эти три критерия заимствованы из традиционной католическойпатристики.Относительно первого критерия следует сказать, что в православной традициисвятость жизни всегда считалась неотъемлемой характеристикой всякого подлинногобогослова: представление о богословии как кабинетной науке, оторванной отреальной духовной жизни, Православию глубоко чуждо. В то же время очевидно, чтоличная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречностьсуждений того или иного автора. История Церкви знает немало случаев, когдаавторы богословских сочинений, причисленные к лику святых, высказывалисомнительные или даже ошибочные мнения. В связи с канонизацией сонмановомучеников и исповедников Российских Архиерейский Собор 2000года дажесделал специальное разъяснение по данному поводу, подчеркнув, что сам фактканонизации того или иного новомученика не означает непременного возведениявсего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.Что касается правильности учения, то здесь, опять же, необходимы уточнения.Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писанияявляются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на их