Митрополит Сурожский Антоний. Труды

начиная с 1991года, они регулярно публикуются в России.

Настоящий очерк не ставит целью дать исчерпывающий анализ богословских

взглядов Владыки Антония или сопоставить их с учением Отцов Церкви по тем или

иным вопросам. Мне бы хотелось здесь в более общем плане определить место,

которое, на мой взгляд, занимает богословие Владыки Антония в контексте

православной святоотеческой традиции.

Кто такие Отцы Церкви?

В богослужении Недели Православия наша вера определяется как вераапостольская, вера отеческая, вера православная1.А святитель Афанасий Александрийский говорит о «первоначальном Предании» и о«вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы,сохранили Отцы»2. Такимобразом, святоотеческое наследие мыслится как прямое продолжение учения Христаи апостолов и писания Отцов представляются неотъемлемой частью православногоПредания. Но что такое святоотеческое богословие и кто такие Отцы Церкви?В учебниках по патрологии, составленных русскими авторами XIXвека,можно встретить указание на три основных признака, по которым следует отличатьОтца Церкви от обычного богослова: святость жизни, правильность учения идревность. Все эти три критерия заимствованы из традиционной католическойпатристики.Относительно первого критерия следует сказать, что в православной традициисвятость жизни всегда считалась неотъемлемой характеристикой всякого подлинногобогослова: представление о богословии как кабинетной науке, оторванной отреальной духовной жизни, Православию глубоко чуждо. В то же время очевидно, чтоличная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречностьсуждений того или иного автора. История Церкви знает немало случаев, когдаавторы богословских сочинений, причисленные к лику святых, высказывалисомнительные или даже ошибочные мнения. В связи с канонизацией сонмановомучеников и исповедников Российских Архиерейский Собор 2000года дажесделал специальное разъяснение по данному поводу, подчеркнув, что сам фактканонизации того или иного новомученика не означает непременного возведениявсего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.Что касается правильности учения, то здесь, опять же, необходимы уточнения.Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писанияявляются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на ихучение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения. Однако в святоотеческихписаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и чтовыражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемыхтеологуменов). Частные мнения не должны отсекаться для создания некоейупрощенной «суммы богословия», для выведения некоего «общего знаменателя»православного догматического учения. В то же время частное мнение, авторитеткоторого основывается на имени человека, признанного Церковью в качестве Отца и