Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
начиная с 1991года, они регулярно публикуются в России.
Настоящий очерк не ставит целью дать исчерпывающий анализ богословских
взглядов Владыки Антония или сопоставить их с учением Отцов Церкви по тем или
иным вопросам. Мне бы хотелось здесь в более общем плане определить место,
которое, на мой взгляд, занимает богословие Владыки Антония в контексте
православной святоотеческой традиции.
Кто такие Отцы Церкви?
В богослужении Недели Православия наша вера определяется как вера
апостольская, вера отеческая, вера православная1.
А святитель Афанасий Александрийский говорит о «первоначальном Предании» и о
«вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы,
сохранили Отцы»2. Таким
образом, святоотеческое наследие мыслится как прямое продолжение учения Христа
и апостолов и писания Отцов представляются неотъемлемой частью православного
Предания. Но что такое святоотеческое богословие и кто такие Отцы Церкви?
В учебниках по патрологии, составленных русскими авторами XIXвека,
можно встретить указание на три основных признака, по которым следует отличать
Отца Церкви от обычного богослова: святость жизни, правильность учения и
древность. Все эти три критерия заимствованы из традиционной католической
патристики.
Относительно первого критерия следует сказать, что в православной традиции
святость жизни всегда считалась неотъемлемой характеристикой всякого подлинного
богослова: представление о богословии как кабинетной науке, оторванной от
реальной духовной жизни, Православию глубоко чуждо. В то же время очевидно, что
личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность
суждений того или иного автора. История Церкви знает немало случаев, когда
авторы богословских сочинений, причисленные к лику святых, высказывали
сомнительные или даже ошибочные мнения. В связи с канонизацией сонма
новомучеников и исповедников Российских Архиерейский Собор 2000года даже
сделал специальное разъяснение по данному поводу, подчеркнув, что сам факт
канонизации того или иного новомученика не означает непременного возведения
всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.
Что касается правильности учения, то здесь, опять же, необходимы уточнения.
Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писания
являются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на их