Митрополит Сурожский Антоний. Труды

цель брака— рождение детей, то всякое действие, направленное против

этого, является посягательством на брак в главной его цели. Следовательно,

любые противозачаточные методы, искусственные или естественные, и даже

супружеское воздержание, имеющее целью исключить деторождение, есть грех,

посягательство на главную цель брака; этот момент в энциклике лишен логики и не

выдерживает критики.

Думаю, что одна из проблем, которые здесь встают, это проблема оценки

телесных отношений между двумя человеческими существами в браке. На основанииэнциклики в целом и всего ее контекста создается впечатление, что телеснаяжизнь в браке рассматривается здесь просто как плотские сношения в томотрицательном смысле, который придает этому выражению аскеза. Здесь как быраздвоение сознания: с одной стороны, брак по самому определению направлен надеторождение, а с другой стороны, физические отношения отмечены печатью некойуродливости, с ними связывается представление дефективности. Очень ясночувствуется, что идеал здесь— жизнь монашеская, жизнь воздержания.Совершенно иное в православном богословии. У нас существует богословие материи,богословие тела, основанное на том положении, что Бог создал человека каксущество не только духовное или душевное, но также и материальное, связанное ссовокупностью всего видимого и осязаемого творения,— богословие,основанное прежде всего на Воплощении. Воплощение это не просто Божественныйакт, в котором Бог становится человеком, это такое Божественное действие, вкотором Бог принимает на Себя видимое и осязаемое вещество созданного Им мира.Он соединяется не только с человечеством, Он соединяется с космическойреальностью материи, и наше отношение к материи очень отлично от так частовстречающегося монофизитского отношения к ней183.Третий момент— это развитие только что сказанного, а именно нашеотношение к половому воздержанию в браке. Слово «целомудрие», несколько развстречающееся в службе брака, часто понимается как относящееся к плоти, каскезе. Но в действительности целомудрие во всем объеме этого понятия естьнечто гораздо более широкое— оно охватывает одновременно человеческийдух, тело и душу. И это особенно бросается в глаза в службе брака, где мыпросим Господа даровать вступающим в брак целомудрие и радость видеть чадачад своих. Целомудрие не есть что-то несовместимое с деторождением.Целомудрие— это внутреннее состояние, определяющееся не физическимикатегориями, а отношением: духовным отношением, отношением души и отношениемтела.У апостола Павла, которого часто обвиняют в непонимании взаимоотношениймежду мужчиной и женщиной, есть ряд выражений, на которых уместно остановиться.Одно из них вошло в англиканскую службу бракосочетания. Там говорится, что бракэто врачевство от блуда (1Кор7:9), и то, как толкуется эта фраза иэта мысль, кажется мне глубоко ошибочным. Толкование, чрезвычайнораспространенное в умах и на устах людей, заключается в том, что, если человек