Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Предания. Но что такое святоотеческое богословие и кто такие Отцы Церкви?

В учебниках по патрологии, составленных русскими авторами XIXвека,

можно встретить указание на три основных признака, по которым следует отличать

Отца Церкви от обычного богослова: святость жизни, правильность учения и

древность. Все эти три критерия заимствованы из традиционной католической

патристики.

Относительно первого критерия следует сказать, что в православной традиции

святость жизни всегда считалась неотъемлемой характеристикой всякого подлинногобогослова: представление о богословии как кабинетной науке, оторванной отреальной духовной жизни, Православию глубоко чуждо. В то же время очевидно, чтоличная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречностьсуждений того или иного автора. История Церкви знает немало случаев, когдаавторы богословских сочинений, причисленные к лику святых, высказывалисомнительные или даже ошибочные мнения. В связи с канонизацией сонмановомучеников и исповедников Российских Архиерейский Собор 2000года дажесделал специальное разъяснение по данному поводу, подчеркнув, что сам фактканонизации того или иного новомученика не означает непременного возведениявсего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.Что касается правильности учения, то здесь, опять же, необходимы уточнения.Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писанияявляются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на ихучение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения. Однако в святоотеческихписаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и чтовыражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемыхтеологуменов). Частные мнения не должны отсекаться для создания некоейупрощенной «суммы богословия», для выведения некоего «общего знаменателя»православного догматического учения. В то же время частное мнение, авторитеткоторого основывается на имени человека, признанного Церковью в качестве Отца иучителя, не освящено соборной рецепцией церковного разума, а потому не можетбыть поставлено на один уровень с мнениями, такую рецепцию прошедшими. Частноемнение, коль скоро оно было выражено Отцом Церкви и не осуждено соборно, входитв границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным дляправославных верующих.Что же касается критерия древности, то он должен быть оспорен3. Для православного христианина ОтцомЦеркви в равной степени является как священномученик Ириней Лионский, живший воIIвеке, так и святитель Феофан Затворник, живший в XIXвеке (приэтом, однако, мы не можем считать все без исключения суждения этих авторовабсолютно безупречными в богословском отношении). Сейчас, к сожалению, и вправославной среде весьма распространено мнение о том, что Святые Отцы—это богословы прошлого. Само прошлое при этом датируется по-разному. По оценкамодних, святоотеческая эпоха закончилась в VIIIвеке, когда святой ИоаннДамаскин написал «Точное изложение православной веры», подведя итог нескольким