Митрополит Сурожский Антоний. Труды

В богослужении Недели Православия наша вера определяется как вера

апостольская, вера отеческая, вера православная1.

А святитель Афанасий Александрийский говорит о «первоначальном Предании» и о

«вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы,

сохранили Отцы»2. Таким

образом, святоотеческое наследие мыслится как прямое продолжение учения Христа

и апостолов и писания Отцов представляются неотъемлемой частью православного

Предания. Но что такое святоотеческое богословие и кто такие Отцы Церкви?В учебниках по патрологии, составленных русскими авторами XIXвека,можно встретить указание на три основных признака, по которым следует отличатьОтца Церкви от обычного богослова: святость жизни, правильность учения идревность. Все эти три критерия заимствованы из традиционной католическойпатристики.Относительно первого критерия следует сказать, что в православной традициисвятость жизни всегда считалась неотъемлемой характеристикой всякого подлинногобогослова: представление о богословии как кабинетной науке, оторванной отреальной духовной жизни, Православию глубоко чуждо. В то же время очевидно, чтоличная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречностьсуждений того или иного автора. История Церкви знает немало случаев, когдаавторы богословских сочинений, причисленные к лику святых, высказывалисомнительные или даже ошибочные мнения. В связи с канонизацией сонмановомучеников и исповедников Российских Архиерейский Собор 2000года дажесделал специальное разъяснение по данному поводу, подчеркнув, что сам фактканонизации того или иного новомученика не означает непременного возведениявсего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.Что касается правильности учения, то здесь, опять же, необходимы уточнения.Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писанияявляются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на ихучение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения. Однако в святоотеческихписаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и чтовыражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемыхтеологуменов). Частные мнения не должны отсекаться для создания некоейупрощенной «суммы богословия», для выведения некоего «общего знаменателя»православного догматического учения. В то же время частное мнение, авторитеткоторого основывается на имени человека, признанного Церковью в качестве Отца иучителя, не освящено соборной рецепцией церковного разума, а потому не можетбыть поставлено на один уровень с мнениями, такую рецепцию прошедшими. Частноемнение, коль скоро оно было выражено Отцом Церкви и не осуждено соборно, входитв границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным дляправославных верующих.Что же касается критерия древности, то он должен быть оспорен3. Для православного христианина ОтцомЦеркви в равной степени является как священномученик Ириней Лионский, живший во