Митрополит Сурожский Антоний. Труды

С другой стороны— какое смирение! Иоанн Креститель говорит о себе: я

недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Того, Который грядет за мной

(Мк1:7),— то есть Иисуса Христа. Такая непостижимая, ничем

непобедимая, несокрушимая сила, но одновременно— сознание: я—

только прозрачность, я— только голос.

О чем же говорит этот голос? Вот тут я хочу вам прочесть из Евангелия от

Луки первую проповедь Иоанна Крестителя:

При первосвященниках Анне и Каиафе, был глаголБожий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной странеИорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано вкниге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне:приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится,и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные путисделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившемукреститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежатьот будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говоритьв себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сихвоздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево,не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ:что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему,и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему:учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенноговам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого необижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ былв ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,—Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого янедостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницуСвою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал оннароду, поучая его (Лк3:2—18).Дальше я буду говорить о том, что содержится в сердцевине проповеди ИоаннаКрестителя: о покаянии.Христос назван в Ветхом и в Новом Завете двумя именами: Эммануил, тоесть «с нами Бог», «Бог посреди нас», и Иисус, что значит «Бог спасает».И Иоанн Креститель ясно указывает, от чего Бог нас спасает и каким путем можноприобрести это спасение. Бог спасает нас от греха, и путь к этомуспасению— покаяние. Но что же такое грех? Часто мы думаем о грехе как онарушении добрых отношений с людьми. Но в грехе есть гораздо больше того, онопаснее, он страшнее. Вот несколько представлений о том, что такое грех, я ихберу из Ветхого и, главным образом, из Нового Завета.Грех является нарушением закона, но какого закона?— закона жизни.Жизнь в настоящем смысле слова возможна только через участие в жизни Самого