Митрополит Сурожский Антоний. Труды

прошлой моей жизни, теперь должно начаться новое.

Продолжим чтение Евангелия от Марка:

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета

Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел

Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с

небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк1:9—11).

Рассказ, как вы видите, очень схематический и короткий, я его восполню отрывком

из Евангелия от Матфея, где дано более полное описание того, что совершилось:Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан кИоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобнокреститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ:оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанндопускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,— и се,отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, иниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мойвозлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф3:13—17).Я хочу сказать нечто о крещении Иисуса Христа. Люди приходили к Иоаннукреститься, исповедуя свои грехи. Они приходили к Иоанну, потрясенные его проповедью,тем, что есть правда на земле, что есть правда небесная, что есть суд на земле,суд совести, а в вечности— суд Божий и что тот, кто не помирится со своейсовестью на этой земле, безответным станет перед судом Божиим. Иоанн Предтечаговорил о покаянии именно в этом смысле: обратитесь к Богу, отвернитесь отвсего того, что вас пленяет, что вас делает рабами ваших страстей, страхов,жадности, отвернитесь от всего того, что недостойно вас и о чем ваша совестьговорит: нет, это слишком мало, ты слишком большое существо, слишком глубокое,слишком значительное для того, чтобы просто предаться этим страстям, этимстрахам. Но можно ли сказать нечто подобное о Христе? Мы знаем, что Христос былСын Божий не только в каком-то переносном смысле слова, но в самом прямом. Онбыл Бог, Который облекся в человечество, воплотился. Вся полнота Божества, какговорит апостол, обитает в Нем телесно (Кол2:9), и можно ли себепредставить, что человеческое существо, пронизанное Божеством, как железобывает пронизано огнем, может одновременно быть грешным, то есть холодным,мрачным? Конечно, нет; и поэтому мы утверждаем, мы верим, мы знаем опытно, чтоГосподь наш Иисус Христос и как человек был безгрешен, а как Бог— был вовсем совершенен. Зачем же Ему было креститься? Какой в этом смысл? ЭтогоЕвангелие не объясняет, и мы имеем право задавать себе вопросы, мы имеем правонедоумевать, мы имеем право глубоко задуматься над тем, что это значит.Вот объяснение, которое мне когда-то дал один пожилой священник. Я был тогдамолод и ставил ему этот вопрос, и он мне говорил: знаешь, мне представляется,что, когда люди приходили к Иоанну, исповедовали свои грехи, свои неправды, всюсвою нечистоту и душевную, и телесную, они как бы символически ее омывали вводах реки Иордана. И его воды, которые были чисты, как всякие воды,