Митрополит Сурожский Антоний. Труды

кто лицемерит, будет осужден, слово истины, которое он проповедует, дойдет до

души каждого человека, способного его принять (Флп1:15—18).

И вот мы должны над собой задуматься. Очень часто бывает: потому что мы

человека не уважаем, потому что он не принадлежит нашей среде, потому что он в

чем-нибудь является нашим соперником или противником— идейным

противником, не вещественным, не шкурным,— мы легко готовы видеть в нем

зло, готовы отрицать то добро, которое он творит, и то живое, доброе слово,

которое он произносит. Так отнеслись ученики Христа к человеку, который Егоименем творил чудеса, но не был с ними. Они ему запретили, потому что он неходит за нами (Мк9:38). Да, многие люди «с нами не ходят», но ходят сБогом. И поэтому нам следует быть осторожными и не спешить осуждать людей зато, что они «не наши», тем более— не спешить считать, что то, что ониговорят, не от Святого Духа, неправда, потому только, что они «не из нашей»группы людей. Мы грешим против Святого Духа гораздо более тонко, чем если бы мыпросто отрицали, что Христос— Сын Божий. Этого мы, конечно, не делаем. Нокак бережно должны мы относиться к тому, что слышим от нашего ближнего, когдамы слышим правду, звучащую в его словах, несмотря на то что он не являетсянашим товарищем, нашим соратником!Глава четвертаяИ опять начал учить при море; и собралось кНему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народбыл на земле, у моря. И учил их притчами много (Мк4:1—2).Начиная разбор четвертой главы Евангелия от Марка, где содержится несколькопритч, с которыми Христос обращался к Своим слушателям, мне хочется поставитьследующий вопрос: почему Христос говорит притчами? Почему Он допускает мысль,что некоторые люди будут слушать и не услышат, будут видеть и не увидят? Ипочему Его ученики в этом отношении занимают особое положение? Им все как будтооткрывается. Если они сами не поняли, то Спаситель Христос им разъясняет…Во-первых, надо ясно себе представить, что притча— не простоиллюстрация в книге, на которой ребенок может увидеть то, чего он еще не умеетпрочесть. Притча— рассказ многогранный, рассказ, в котором есть множествооттенков, разный смысл; его содержание может быть понято каждым человеком вмеру его чуткости, его понимания, его способности уловить намерения говорящего.В этом отношении понимание притч зависит от того, до чего ты сам дорос, от тогоопыта, который в тебе сложился. Древнее присловье говорило: подобное подобнымпознается. Если в притче звучит какое-нибудь слово или проглянет понятие, окотором ты имеешь хоть смутное представление, ты вдруг улавливаешь смысл этойпритчи хотя бы в этом только отношении. Эта притча уже является началомдальнейшего развития в тебе, словно, как сказано в притче о сеятеле (мы сейчаск ней перейдем), семя упало в почву, какой является весь твой внутреннийопыт— и умственный, и сердечный, и житейский,— и начинает прорастать.В этом отношении притча очень важна.