Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Воины взяли Христа, привязали Его к столбу, завязали Его глаза, начали Его

ударять в лицо и говорить: ну что, Пророк, теперь прореки, кто тебя ударил!

(Мф26:28). Разве мы не поступаем так— не только по отношению к

Богу, но и ко многим людям? Мы стараемся не видеть, как другого человека

ударяем в лицо и говорим: «А разве я тебя ударил? Я же тебя люблю, я тебе

друг». Поставим перед собой вопрос: не сомкнули ли мы недоброй волей свои

глаза? не заткнули ли уши? не отупели ли мы от того, что заняты всем, кроме

того, что насущно? (Я сейчас говорю не только о божественном, но и очеловеческом.) Не закрыт ли я к тому, что во мне самого глубинного ичеловеческого есть: к чувству благородства, величия, достоинства, красоты,правды? Открыт ли я ко всему этому? Готов ли я услышать голос, который менязовет к правде, к честности, к жертве, к благородству? Или отворачиваю я свойслух, закрываю свои глаза?Притча о сеятеле сурово к нам обращена, а вместе с тем с такой надеждой,потому что, как я сказал, мы не всегда одни и те же. Сегодня я каменный—завтра я весь покрыт тернием, сегодня у меня никакой глубины нет, но еслитолько я даю Богу возможность каждый день ко мне приступить или непосредственнооткрываясь моему внутреннему чутью, или чтением Евангелия, или через ближнего,который ко мне обращается,— если я это делаю, вдруг в какой-то день яокажусь той доброй почвой, которая принесет плод в тридцать, в шестьдесят, восто крат, которая Бога вознаградит за Его любовь, за Его крест.После того как я так долго остановился на притче о сеятеле, я перехожу кразбору следующих стихов четвертой главы:И сказал им: для того ли приносится свеча,чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставитьее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего небывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, даслышит! И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмеренобудет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, акто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. И сказал: Царствие Божиеподобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью иднем; и кк семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собоюпроизводит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда жесозреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. И сказал:чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно— какзерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян наземле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большиеветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковымимногими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчиже не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё (Мк4:21—34).Я хочу обратить ваше внимание на целый ряд моментов в этом коротком отрывке.Для чего приносится свеча? Для того чтобы светить. А кому? Разумеется, не