Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Далее в Евангелии говорится: Нет ничего тайного, что не сделалось бы

явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу (Мк4:22).

Казалось бы, трудное слово. Что оно значит? В связи со сказанным в предыдущем

стихе о свече (не для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее на

подсвечнике?) это можно понять так. Если в твоей душе, в твоем сознании, даже в

твоей плоти есть что-то положительное или что-то отрицательное, то оно рано или

поздно выйдет наружу. Человек, который потаенно страдает плотской страстью,

делается иным, его воспринимают как такового, это передается другим, которыеили с отвращением от него отходят, или им соблазняются. То же бывает счеловеком, который духовно то или другое постиг. Он может об этом не говорить,но в нем происходит такая перемена, что вокруг него это чувствуется. Люди,которые с ним соприкасаются, видят, чувствуют, чуют, что общаются с человеком,в котором есть что-то особенное. Помню слова моего духовного отца о том, чтоникто не может оторваться от земли и идти в небесное, то есть в Царство Божие,если не увидит в глазах или на лице хоть одного человека сияние вечной жизни.Люди, приходившие к святому Серафиму Саровскому, к святому Сергию Радонежскому,вообще к святым и даже просто к людям более обыкновенным, но которыежили— и теперь живут углубленной духовной жизнью, чуют, что она есть. Ипоэтому знайте: ничего тайного нет, что не сделалось бы явным. Неттайных грехов, тайной внутренней неправды, которая не сказалась бы и непередалась бы другим в виде губительной заразы. Рано или поздно этообнаружится. Это вы, должно быть, знаете из собственного опыта.И тут Христос еще раз предупреждает: Если кто имеет уши слышать, даслышит,— слушайте то, что Я говорю, обратите внимание, потому что выможете и спасать, и губить самых близких вам людей не тем, что вы делаете, нетем, что вы говорите, а тем, что вы собой представляете.И дальше: какой мерой мерите, такой отмерено будет вам и прибавлено будетвам, слушающим. Какой мерой мерите… В Молитве Господней «Отче наш» мыговорим: «Прости нам согрешения наши, как мы прощаем тем, которые перед намивиноваты». Вот о чем здесь речь идет. Если мы не прощаем другим, то и нампрощения нет. Если мы обращаемся милосердно, с жалостью, просто по-человеческис другими, над нами суд Божий происходит и будет происходить. И это чрезвычайноважно нам помнить. Мы часто думаем, что другие должны приспособиться к нам, чтодругие должны сделать первый шаг. Как правило, тому, кто виноват, труднеесделать первый шаг к примирению; тот, кто прав, кто знает, что он прав (не тот,кто кичится своей правдой, обидев другого и считая, что все равно прав, а тот,кто действительно, в самом деле прав), может, не унижая себя, а из глубинысострадания к человеку, который был ранен, к нему подойти и просить прощенияили искать пути примирения. Поэтому помните: какой мерой мерите, такой отмеренобудет вам, потому что никто по отношению к вам, ко мне, к кому бы то ни было неотнесется иначе, чем мы относимся к другим.А дальше идет очень таинственное слово: кто имеет, тому дано будет, а кто