Митрополит Сурожский Антоний. Труды

И то, что мы будем говорить дальше об имени Божием, о Царстве Божием, о воле

Божией, имеет настоящий смысл, только если мы взываем изнутри хотя бы

зачаточного сыновства, хотя бы стремясь соединить свою волю с волей Спасителя

Христа, свои мысли и чувства с мыслями и чувствами Христа, Сына Божия, ставшего

Сыном Человеческим.

Да святится имя Твое: пусть Твое имя, Господи, будет предметом

поклонения, пусть это имя будет святыней в сердцах, в мыслях, на устах людей,

пусть Твое имя, как пламя, зажигает человеческие души и превращает каждогочеловека во всем его существе— духом, душой и телом— как бы вкупину неопалимую (Исх3:2), которая горит Божественным огнем, сияетБожеством и остается несгораемая, потому что Бог не питается веществом, котороеОн претворяет в Божественную жизнь.Почему же мы говорим об имени, а не о Боге? Потому что имя—единственное, что нам доступно. В еврейской древности считалось, что имя и тот,кого оно отображает, тождественны: знать имя означало понять самое существоданной твари или, сколько возможно, и Творца. В Ветхом Завете имя Божие непроизносилось, оно обозначалось письменно четырьмя буквами ()213, которые мы произносим для удобства какЯхве, но прочесть их, произнести их мог только ветхозаветныйПервосвященник, который знал тайну этого имени. И Маймонид, еврейский богословXIIвека в Испании, писал, что, когда собирался народ в иерусалимскомхраме, когда пели Богу и молились Ему, Первосвященник перегибался через крайсвоего балкона и тихо, неслышно ни для кого, кроме Бога, произносил это священноеимя, которое, словно кровь, вливалось в эти молитвы, давало им жизнь, как кровьдает жизнь живому организму, и возносило эти молитвы до Престола Божия. Имясчиталось чем-то настолько святым, что его нельзя было произнести214. Мы знаем, что и в некоторых сибирскихплеменах Бог не имел имени. Когда они хотели Его обозначить в своей речи, онилишь поднимали руку к небу, указывая, что это Тот, имя Которого нельзяпроизнести и Который превыше всего.Имя действительно может слиться с существом: не то имя, которое мы знаемдруг за другом, клички, а какое-то более глубинное имя, то, о котором говоритсяв книге Откровения (Откр2:17). Этим обозначается неповторимость нашегоотношения с Богом, неповторимость той связи, которая есть у каждого из нас сБогом. Мы для Него единственны и неповторимы, у каждого из нас в премудростиБожественных глубин есть имя— может быть, то самое слово, которое Богпроизнес, когда любовью нас вызвал к бытию, и которое откроется перед нами какэта наша единственность и неповторимость в Его глазах, в Его сердце.Имя имеет еще одно, более практическое значение. Имя— это единственныйспособ обозначить предмет, зверя, человека, даже Бога. И как бережно мыотносимся к имени тех людей, которых мы любим, которых почитаем! Никто из насне позволит, чтобы кто-нибудь шуточно или унизительно, грязно произнес имялюбимого, почитаемого нами человека. Это нас взорвет, возмутит, мы этого недопустим! А вместе с этим как легко мы допускаем в своей речи легкомысленное,