Митрополит Сурожский Антоний. Труды

IIвеке, так и святитель Феофан Затворник, живший в XIXвеке (при

этом, однако, мы не можем считать все без исключения суждения этих авторов

абсолютно безупречными в богословском отношении). Сейчас, к сожалению, и в

православной среде весьма распространено мнение о том, что Святые Отцы—

это богословы прошлого. Само прошлое при этом датируется по-разному. По оценкам

одних, святоотеческая эпоха закончилась в VIIIвеке, когда святой Иоанн

Дамаскин написал «Точное изложение православной веры», подведя итог нескольким

столетиям богословских споров. По мнению других, она закончилась вXIвеке, когда произошел окончательный разрыв между первым и вторым Римом,или в середине XVстолетия, когда пал «второй Рим»— Константинополь,или в 1917году, когда пал «третий Рим»— Москва как столицаправославной империи. Соответственно возвращение к святоотеческим истокампонимается именно как обращение к прошлому и восстановление либо VIII, либо XV,либо XIXвека.Такое мнение, однако, представляется неприемлемым. По мнению протоиереяГеоргия Флоровского, «Церковь сейчас обладает не меньшим авторитетом, чем впрошедшие столетия, ибо Дух Святой живит ее не меньше, чем в былые времена»,потому нельзя ограничивать «век Отцов» каким-либо временем в прошлом4. А известный современный богослов епископДиоклийский Каллист (Уэр) говорит: «Православный христианин должен не простознать Отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести„святоотеческий ум“. Он должен рассматривать Отцов не только как наследиепрошлого, но как живых свидетелей и современников». Епископ Каллист считает,что эпоха Святых Отцов не завершилась в V или VIIIвеке; святоотеческаяэпоха в Православной Церкви продолжается и поныне: «Очень опасно смотреть наОтцов как на законченный корпус писаний, целиком относящихся к прошлому. Развенаш век не может произвести на свет новых Василия или Афанасия? Говорить, чтоСвятых Отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Духпокинул Церковь»5.В противовес католическому представлению о древности как необходимоматрибуте всякого Отца Церкви можно было бы выдвинуть другое— об актуальностисвятоотеческого богословия в любую эпоху. Отцы Церкви были выразителямихристианской веры для своих современников: они писали на языке своей эпохи,использовали понятийный аппарат, доступный их окружению, но при этом онивыражали те истины, которые никогда не устаревают, делились опытом, которыйвсегда актуален. Многих, кто сегодня соприкасается с творениями Отцов прежнихвеков, поражает, насколько они современны. Архаичным может быть язык того илииного Отца Церкви, устаревшими могут быть те или иные научные взгляды, накоторые он опирался, но основной message святоотеческого богословия, егодуховный строй, его догматическая и нравственная сердцевина— все этоостается равно актуальным для нашего современника и для человека древности.Современного читателя поражает в святоотеческом богословии и другое: то,насколько широко смотрели на мир Отцы Церкви. В святоотеческом богословии не