Митрополит Сурожский Антоний. Труды

не тепло, а смысл жизни этой семьи. И когда мы молитвенно приходим к Богу,

когда в причащении Святых Тайн мы приходим к Нему, мы приходим к Единому в

Троице славимому Богу, Который есть Бог любви, Бог крестной любви, Бог

воплощения, Бог, Который Сына Своего не пожалел ради тех, кто зло, бессовестно

Ему изменил, кто не только был потерян, но ушел по своей воле и жил по своей

воле.

Так ли мы идем к Причащению? Приняв крещение, мы сами непосредственно (или

за нас— действительно любящие нас люди, верящие в наше благородство)обязались быть живым присутствием Христа среди людей, Его милосердием, Еголюбовью, Его готовностью жить и умирать ради других и ради Бога,— а нетолько жить благодаря тому, что Христос умер на Кресте: Ему— смерть,нам— жизнь. Это не христианский девиз, это богохульство. А мы так частоживем, будто это наш девиз. Бог нас ни к чему не обязывает— в том смысле,что Он не ставит условий: Он нас любит безусловно, ценой Своей жизни исмерти и сошествия во ад. Но есть ли в нас хоть какая-то искра благородства,есть ли в нас хоть какой-то луч благодарности? Если в нас есть сколько-тоблагородства— неужели мы не можем отозваться всей жизнью на то,что Бог Собой представляет, и на то, что Бог для нас, людей, сделал и делаетизо дня в день? Если в нас есть какая-то доля благодарности, способности бытьблагодарными— неужели мы не можем сознательно, сурово по отношению к себестроить жизнь, которая могла бы быть для нашего Бога радостью о том, что ненапрасно жил и умирал Христос, что весть об этом потрясла наши души и мы жизньюэто доказываем?Есть отрывок в Евангелии, где говорится, как человек был должен крупнуюсумму денег царю; так как он не мог выплатить свой долг, велено было продатьего в рабство вместе с семьей. Но он бросился на колени перед своим царем иумолил дать ему время, обещал все выплатить, и царь его простил. Но, выходя отцаря, этот человек встретил собственного должника, который был ему долженничтожно малую сумму денег, он схватил его и стал требовать долг, сталтребовать от суда, чтобы этот человек был принужден немедленно все емувыплатить. И когда об этом узнал царь, он велел своего должника бросить втемницу (Мф18:23—35).О чем это нам говорит? Перед лицом того, что для нас сделал Бог, Кто Он внашей жизни, мы должны Ему все без остатка. От Него мы получили бытие, от Негомы получили жизнь. Им нам даровано знание Его Самого. На нашу измену, повторнуюи постоянную, Он отвечает воплощением, жизнью, смертью Своего Сына, напостоянную нашу неверность Он отвечает Своей непоколебимой верностью. Все, чтоу нас в жизни есть— и тело, и душа, и ум, и сердце, и воздух, которым мыдышим, и пища, которую мы едим, друзья и родные,— все от Него, мы обязаныЕму всем, мы Его должники до конца. Он долга от нас не требует— Он ждетот нас ответной любви и творческой, именно творческой благодарности. Не простоблагодарности сердца или памяти: «Спасибо Тебе, Господи!»— а такой