Митрополит Сурожский Антоний. Труды

высохшие листья, отпадали. А уж что сказать о том, что с еврейского языка при

всех его изменениях в течение столетий Ветхий Завет был переведен на греческий

язык и оттуда на сотни языков, на которых люди говорят! И в каждом языке есть

особенности, которые нельзя передать простым словом.

Кроме того, когда читаешь, особенно Ветхий Завет, но и Новый, приходится

принимать во внимание то, что мы не привыкли к той культуре, в которой эти

события происходили. Первое замечание: отец Сергий Булгаков писал, что начало

книги Бытия до изгнания человека из рая— это рассказ на языке падшегомира о том, что было до падения262.Языка для передачи этого у нас нет. И все то, что говорится в этих первых трехглавах (Быт1—3),— это язык падшего мира, старающийся передатьсобытия, о которых опытно никто уже не знал. Поэтому отец Сергий начало книгиБытия называл не историей человечества, а метаисторией, то есть сверхисторией,за краем истории. Это история в том смысле, что все это происходило, но мы незнаем, что такое это, и у нас нет языка, чтобы передать эти событияна том языке, на котором они должны были быть выражены, если бы не былопадения.И дальше: культура еврейского народа изменялась, изменялись образы икартины. Мы часто читаем Писание, не особенно волнуясь о том, что то или другоеместо нам кажется странным, непонятным. Я помню, как группе детей рассказывалио Самсоне и Далиде, о том, как вся сила Самсона заключалась в его длинных,никогда не подрезанных волосах (Суд16:16—19). И дети это воспринимали, нукак магию, какое-то чудо, и все. На самом же деле и в древности, и позжедлинные волосы, которых никогда не касались ножницы, носили люди, которые всюсвою жизнь, всего себя посвятили Богу (Чис6:2,5). И пока Самсон былбогопосвященным человеком и нес знак этого, у него была неодолимая сила,но когда он отдал себя во власть Далиды и та отрезала ему эти волосы в знактого, что он больше не Божий, а ее собственность, вся сила ушла. Если бы мы такпередавали детям суть, вместо того чтобы из этого события сделать нелепыйрассказ о какой-то ветхозаветной магии!Есть другие места, которые озадачивают нас. Почему, например, в целом рядемест говорится о том, что израильтяне начали молиться на высотах, на вершинах,на пригорках и Бог отвернулся от них (напр., 4Цар17:9—18)? Почемунельзя было молиться на пригорке или на какой-нибудь горе или на высоте?Потому, что это было знаком, что они молятся так, как молятся язычники, онипереняли обычаи и действия язычников и этим показали Богу, что они больше неЕму Единому принадлежат, но приобщились к миру, который не Его мир. Можно былобы другие примеры привести, но и этих достаточно, чтобы вы уловили, что надоПисание читать духом.Есть замечательное место у старца Силуана, где он говорит, что Дух Святойживет в Церкви и что, если бы даже все Священное Писание пропало, человечествои Церковь не лишились бы полного познания Бога, потому что человечество