Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Иоанна нам говорится: В начале было Слово (Ин1:1). Слово, Которое

выражает по отношению ко всему тварному миру все, что непостижимый Бог хочет

сотворить и передать нам. Это Слово— творческое Слово, и это Слово—

руководственное Слово. В начале было Слово, и Слово было у Бога. То есть

в Нем, в Боге выражение мысли всецело покоится в Его глубинах и превосходит

всякую возможность с нашей стороны полностью, неограниченно воспринимать

Премудрость Божию как она есть, а только раскрывается нам, постольку поскольку

мы можем ее воспринять, но воспринимается она через Слово.О Слове сказано еще другое, чего мы не улавливаем ни в каком переводе. Вгреческом тексте говорится не: Слово было у Бога, а: к Богу. Иэтим указывается, что Слово Божие, Которое творит, Которое поддерживает,Которое охраняет, Которое восполняет, Которое спасает, в конечном итоге самообращено к глубинам тайны Божией в процессе непостижимого созерцания Сыном техглубин, которые принадлежат и Отцу, и Ему, и Духу Святому, и через этосозерцание Сын-Слово и нас влечет в эти глубины. Но Слово— это нечто, чтомы можем услышать и понять в меру нашей понятливости и благодаря тому, что этоСлово открывается нам. Это Слово говорится нам так, чтобы мы могли понять: онообращено в наши глубины, в те глубины, которые запечатлены образом Божиим внас.Но есть еще другое. Это Слово оставалось бы внешним для нас, если бы мы немогли к этому Слову и через Слово к глубинам Божественной Премудрости приобщиться.Потому что, пока мы воспринимаем вещи умом или внешним опытом, мы остаемся какбы вне тайны. И тут нам надо понять роль Святого Духа. В Сыне нам открываетсякак бы объективно мысль Божия. Во Святом Духе мысль Божия приобщается к нам,она пронизывает нас. Я говорил раньше об огне. Огонь непостижим, но мы еговидим и познаем как бы вне себя, хотя познаем очень глубоко. И вместе с этим мыне можем к нему приобщиться иначе как этим видением. Но огонь нас приобщает ксвоей сущности тем теплом и жаром, который из него исходит. Этот жар,это тепло пронизывают нас до самых глубин нашего естества и приобщаютнас к тому, Кто есть Бог.Это приобщение— не только познание о том, каков есть Бог, этоприобщение нас делает как бы родными Ему. Когда мы пронизаны теплом, мы неможем сказать, где начинается тепло, которое до нас донес огонь, и гденачинаемся мы. Тепло нас пронизывает, и мы приобщаемся к тайне этого тепла.Таким образом, можно сказать, что, когда мы говорим об Отце, мы говорим обездонных, непостижимых глубинах Божиих, которые сами по себе постичь не можем.Бог открывается нам через слово Откровения и через творческое Слово. Словотворит целый мир, в котором мы можем прочесть тайну о Боге как о Творце, оПромыслителе, как о Том, Кто нас любит. И Он нас настолько любит, что нетолько Себя открывает через Слово, но Духом Святым приобщает нас Себе Самому.Как это дивно! И как трепетно думать, что мы знаем Бога не только вне себя, нодействием Божиим постигаем Его в наших собственных глубинах.